Развитие товарно-денежных отношений к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. в среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую , теряет свободу и продается в рабство за границу. растет роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. растет и число бедняков-фетов. все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. в результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими , все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом) , возглавляемым богачами. постепенно в руках родовой аристократии (евпатридов) сосредоточивались крупные земельные участки, в зависимость от неё попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников) ; росла долговая . несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. долговая служила одним из источников рабства, получившего уже значительное развитие. наряду с рабами и свободными в афинах существовал промежуточный слой ‒ т. н. метеки (лично свободные, но лишённые политических и некоторых прав люди) . по мере роста имущественного неравенства углублялись социально- противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой .
Rustamov741
06.04.2021
3)главным летописным памятником руси является «повесть временных лет», сохранившая нам многие местные легенды, свидетельствует и о других формах устной памяти.истоки «повести временных лет» в значительной степени определили и направление ее изложения. мощное логически стройное, проникнутое патриотическим подъемом повествование в своем неуклонном движении от прошлого к настоящему несло в себе широкое осмысление политической действительности своего времени. «повесть временных лет» сама стала «исходишем мудрости» для последующих летописцев. с нее они начинали свое изложение, ее идеи продолжали, в ее содержании видели в пору феодальной раздробленности и «злой татарщины» живое свидетельство единства земли.«повесть временных лет» - произведение родное для всякого человека. она повествует о начале земли, о начале народа голосом далеких и вместе с тем близких нам людей xi - начала xii в. к ее спокойному изложению мы не раз возвращаемся и всегда находим в нем новые и новые, не замеченные нами прежде глубины содержания.высокие достоинства «повести временных лет» возникли на плодотворной почве культуры начала xii в., когда она была создана. эти высокие достоинства были связаны с повышенным интересом к родной во всех слоях общества киевской руси и с высокими качествами языка, оказавшегося способным выразить и тонкость отвлеченной мысли, и многочисленные реальные понятия чрезвычайно усложнившейся в xi в. действительности. в самом деле, «повесть временных лет» принадлежит эпохе, в которой ясно определились характерные черты феодализма, но еще живы были и старые традиции эпохи государства. уже отчетливо деление общества на господствующую феодальную верхушку и низы городского и сельского населения, но еще живо воспоминание о патриархально-общинных отношениях в рассказах о пирах владимира, равно открытых для всех. уже утрачено политическое единство земли, втянутой в процесс феодализации, уже обособились новгород, полоцк, галицко-волынская земля, смоленское и владимиро-суздальское княжества, но еще действенно сознание единства руси. крепнут новые феодальные полугосударства-княжества, но еще сохраняются традиции единой киевской державы. культура уже развивается в областных границах, но еще не замкнута в них.