земская и городская реформы. курс буржуазных преобразований, взятый правительством александра ii, требовал определенных изменений в политической надстройке. пойти на введение общероссийского представительства самодержавие не решилось. с 1708 г. основной административно-территориальной единицей в россии была губерния. губернии делились на уезды. некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. в ходе реформ 1860–1870-х гг. были созданы лишь местные (на уровне губерний и уездов) представительные органы, ведавшие культурно-хозяйственными вопросами и полностью лишенные политических функций.
в 1864 г. новыми органами местного стали всесословные выборные учреждения – земства. выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза по куриям. первую курию составляли крупные землевладельцы, вторую – городская буржуазия, владевшая промышленными или торговыми предприятиями, третью – крестьяне. выборы в третьей курии проходили не прямо, как в первых двух, а были двухступенчатыми. крестьянская община – "мировой сход" – посылала выборщиков в уезд, а уже уездное собрание избирало депутатов в уездное собрание гласных. количество депутатов от всех курий было одинаковым. выборы в губернское земское собрание гласных проводились гласными уездного собрания из расчета один губернский гласный на шесть уездных. земские собрания гласных являлись распорядительными органами и собирались на сессии один раз в году для обсуждения плана земского хозяйства и утверждения бюджета. для исполнения решений земских собраний гласных избирались постоянные исполнительные органы – земские . срок полномочий земства равнялся трем .
аналогичной была система выборов в городские думы, утвержденная в 1870 г. первую курию составляли налогоплательщики, вносившие треть городских налогов (крупная буржуазия), вторую – налогоплательщики, вносившие другую треть (средняя буржуазия), третью курию – остальные жители (кроме наемных рабочих). распорядительный орган – городская дума – выбирал исполнительный орган – городскую во главе с городским головой. голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. главными земств и городских дум было благоустройством, образованием, медицинским обслуживанием.губернские земства и городские думы не имели права объединяться во всероссийском масштабе. правительство опасалось возникновения оппозиции, несмотря на преобладание в органах местного дворян. в этом заключалась половинчатость и противоречивость реформы местного , которая, создав всесословные выборные местные органы, не дошла до создания всероссийского представительного органа.
судебная реформа. одной из наиболее радикальных и последовательных реформ александра ii стала судебная. новое судопроизводство строилось на принципах бессословности, равенства сторон перед законом, гласности и публичности процесса, несменяемости судей, независимости их от администрации. вводилась прокуратура как орган судебного надзора и адвокатура как институт, призванный обеспечить защиту и представительство сторон в суде. процесс стал состязательным и проходил как соревнование защиты, осуществляемой адвокатом (присяжным поверенным), и обвинения, поддерживаемого государственным обвинителем – прокурором. в уголовном разбирательстве в обязательном порядке стало принимать участие жюри присяжных заседателей в количестве 12 человек. присяжные заседатели назначались по списку, составленному земскими собраниями и городскими думами с учетом имущественного ценза.
по реформе 1864 г. было введено два типа общесословных судов – мировые и общие. мировые суды рассматривали гражданские и уголовные дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. разбирательство в мировом суде осуществлял единолично мировой судья, избираемый уездным земским собранием и утверждаемый сенатом. мировой судья мог быть уволен только по собственному желанию или по суду. судьи общих судов назначались царем и являлись государственными чиновниками.
система общих судов состояла из трех инстанций: окружной суд (в губернии), судебная палата (одна на несколько губерний) и сенат – высшая кассационная инстанция. окружной суд рассматривал важные гражданские и уголовные дела, судебная палата – наиболее важные уголовные, а также дела о политических преступлениях, если для их разбирательства специально не созывались особые судебные комиссии.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тема: развитие страны после отечественной войны 1812 года. 1 характеристика кризиса (причины в чём проявлился). 2). предложения аракчеева по выходу из кризиса. 3). результат. p.s. желательно кратко. заранее огромное : )
1.характеристика: 1)расходы превышали доходы(дефицит) 2)хоз-во страны не развивалось 3)необходимость восстановления2. предложения. 1) 1818г. - проект аракчеева об отмене крепост. права 2) 1818г. - военные поселения.3. результат. 1) страны повысилась. 2)неэффективность крепостного труда 3)развитие фабричного производства