династические и торговые противоречия европейских государств в xvi–xvii вв. причудливым образом переплетались с конфессиональными. именно на почве религиозных противоречий в начале xvi в. возник еще один острейший международный конфликт, определивший ход европейской политики на многие десятилетия вперед.реформация, начало которой положило в 1517 г. знаменитое выступление мартина лютера (лютер мартин (1483-1546), деятель реформации в германии, основатель протестантизма. перевел на язык библию, выступил с 95 тезисами против индульгенций, содержавших основные положения нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви, провозгласил идею независимости светского государства от католической церкви. тезисы лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя) с критикой римско-католической церкви, разделила христиан западной европы на два лагеря: протестантский, как со временем стали называть сторонников церковной реформы, и католический. к середине xvi в. реформация распространилась в северной германии, северных нидерландах, на британских островах, на скандинавском полуострове, частично во франции и швейцарии. зато южная европа – италия, испания, португалия, южные земли германии, южные нидерланды, монархия габсбургов, частично франция, польша – остались верны католицизму.церковная реформа снова выдвинула на первый план в отношениях между государствами конфессиональный принцип. казалось бы, торговый и государственный интерес заставили европейцев забыть о религиозных разногласиях. расцвет светской культуры в эпоху возрождения, достижения живописи, скульптуры, архитектуры, развитие гуманистического мировоззрения не оставляли места для религиозного фанатизма. тем не менее, в связи с попытками реформы католической церкви религиозные страсти вспыхнули с новой силой. европа в xvi – первой половине xvii в. переживает такой приступ религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости, какие редко встречаются в . и все это прямо влияло на отношения между государствами.середина и вторая половина xvi в., а также первая половина xvii в. – это эпоха религиозных войн в европы. но хотя эти войны велись под религиозными лозунгами, они носили двойственный характер. зачастую под покровом отвлеченных религиозных лозунгов и противоречий скрывались конкретные династические цели и торговые интересы. европейские войны той эпохи были двойственными и в том отношении, что в них наблюдалось тесное переплетение внутренних, по сути гражданских, конфликтов с внешними, межгосударственными и международными противоречиями. во многих странах, таких как франция, германия, нидерланды, одна часть населения с оружием в руках поднялась против другой его части, подданные одного и того же государя, католики и протестанты, пытались силой разрешить религиозный спор между собой. но в этой гражданской войне они охотно прибегали к извне, со стороны своих единомышленников из других государств, будь то отдельные религиозные общины или независимые государи. таким образом, и католики, и протестанты, говорившие на разных языках и являвшиеся подданными разных монархов, стремились действовать сообща. по существу сложилось два общеевропейских лагеря – католический и протестантский. во главе католического лагеря стояли папа римский, а также светские государи европы, сохранившие верность католицизму, прежде всего, габсбурги, правившие в германских землях и в испании. перед лицом объединенных государей католической европы протестанты тоже стали создавать собственные международные союзы, оказывали друг другу в защите своих прав, несмотря на известную разницу в вероучениях, например, между лютеранами и кальвинистами. большую протестантам на континенте оказывала , защищенная от происков католических государей европы морями и океанами. практически все международные коалиции, создававшиеся в европе во второй половине xvi – первой половине xvii вв., строи-лись по конфессиональному признаку.в германских землях в 1546 г. вспыхнула шмалькальденская война. свое название она получила от шмалькальденского союза протестантских государств германии, который возник в начале 30-х годов (шмалькальден – город в западной германии). против этого союза и выступила коалиция католических государств во главе с императором священной римской империи карлом v.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Борьба за общественное влияние между германскими императорами и римскими папами была соперничеством за право
назначать духовных лиц