в декабре 1973 года в париже вышла первая часть книги "архипелаг гулаг", что послужило непосредственной причиной его высылки из в феврале 1974 года.обстоятельства, сопутствующие выпуску этой книги, а также события, развернувшиеся вслед за этим, подробно описаны в самиздатском сборнике "жить не по лжи". 13 февраля, после длительной и обильной газетной травли,александр исаевич солженицын был выслан из советского союза и лишен советского гражданства. в том же году получил нобелевскую премию по , присужденную ему в 1970 году. с 1988 года публикацию главных произведений писателя в открыл журнал "новый мир" главами "архипелаг гулаг", хотя цк кпсс был против. 30 июня 1989 года восстановлен в сп рсфср. в 1990 году писателю возвращено гражданство .
наступившее четырехсотлетие значительнейших в нашего российского государства событий побуждает нас снова и снова возвращаться к анализу пережитого: каким образом сумел народ преодолеть распад своего государственного организма, что именно оказалось в его жизни настолько сильным, что позволило ему преодолеть всесторонний кризис?
эти вопросы особенно актуальны в связи с тем, что наше время тоже является кризисным, когда мы стоим перед фактом утраченных скреп нашей государственности. есть две крайних позиции в оценке происшедших фактов: волюнтаристская (мол, появились два таких деятеля из «низов», мясник да обедневший князёк, и их предприятие случайно удалось) и детерминистская (средневековая русь не могла уже по-старому, и просто нашла через кризис новые формы своего государственного механизма). за последние почти 25 лет свободного исследования набирает вес и сторонников также официальная теория дореволюционной , согласно которой именно православная церковь выступила инициатором выхода из смуты и сумела объединить народные силы перед лицом династического кризиса.
среди множества взглядов и теорий на существо процесса существуют такие, которые наиболее соответствуют восприятию церкви самой себя - это «организмические теории», то есть подходы к развитию того или иного народа через сравнение с живым организмом. если же учесть, что движущие силы развития любого этноса заключены не столько в или даже условиях, в которых он живёт и действует, а преимущественно в трансцендентальной сфере - сфере духовных исканий, смыслов и ценностей (того, что побуждает людей жить и действовать), - тогда легко предположить, что сравнение народа с живым разумным организмом, то есть с человеком, будет ещё плодотворнее. ведь и церковь воспринимает себя не как сообщество единомышленников (хотя и это так), и даже не как по эстафете поколений религиозную традицию (хотя всё это верно), но как мистическое тело христово. таким образом, мы предлагаем в тезисе «церковь преодолеть смуту» глубже вникнуть в само понятие «церкви» и природу её воздействия на народную жизнь. в этом ключе и попробуем сначала определить понятие смуты как некоторого периода в существовании государственности.
дом на колесахпрообразы юрты, шатры и шалаши, укрепленные на двух- и четырехколесных телегах, появились в евразийских степях на границе ii и i тысячелетия до нашей эры. жилища на повозках не были единственными и даже основными для кочевников. удобные для равнин, они не годились для гористых, пересеченных местностей; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных. подобный тип искусственного жилища — один из самых древних в мире. еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типи северо-американских индейцев.
кочевникам- евразийских степей нужно было усовершенствовать его, видоизменив каркас и заменив шкуры на специально скроенные войлочные покровы. самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа анфестерия в крыму (i в. до н.э. – i в. н.э.) и среди петроглифов боярской писаницы в южной сибири (ii – i вв. до н. в центральной азии и южной сибири в i тысячелетии до н. э. были распространены и полусферические шалаши из изогнутых жердей. такого рода жилища и по сей день существуют у ряда кочевых народов передней азии.изобретение юртыбольшинство исследователей относит время изобретения юрты к середине i тысячелетия н. э. с этой поры юрта распространилась среди кочевников от восточной азии до восточной европы и вытеснила другие виды мобильного жилища. древнейшие изображения юрты сохранились на японской лаковой чашечке из города нара (середина viii в). здесь хорошо видны решетчатый каркас юрты, укрытый снаружи циновками.
складывающиеся cтеныключевым моментом в развитии кочевнического жилища было изобретение складывающегося и разборного на звенья остова вертикальных стен. это конструктивное решение и следует считать основным в процессе создания классического типа юрты. этому революционному изменению конструкции жилища резко увеличилась полезная площадь, намного сократились длина и соответственно общий вес деревянных деталей (за счет уменьшения сечений) и, главное, возникло гармоничное человеку пространство. по мнению исследователей, такая конструкция появилась в древнетюркской среде (iii – iiv века н. вероятно, в районах алтая, тарбагатая и тяныианя.
тюркская и монгольская юртасуществует два типа юрт: тюркская и монгольская. в центре монгольской юрты находятся столбы, на которые опирается светодымовой обруч, поддерживаемый прямыми жердями, укрепленными на вертикальных стенках. поэтому монгольские юрты имеют вертикальные стенки порядка полутора метров. столбы, наиболее длинные и тяжелые элементы юрты, сковывали подвижность кочевников. исконный вид монгольская юрта сохранила главным образом в монголии, туве, бурятии, тибете.в тюркской юрте создан купольный свод изогнутости жердей кровли, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство. размеры юрты зависели только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты.
от средневековых передвижные юрт до наших днейв средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. они поражали воображение и западных, и восточных современников. впечатляет изображение такой юрты в «книге марко поло», изданной генри юлом. а вот что писал по этому поводу в начале xvi в. фазлаллах ибн рузбихан: « я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками красивыми и искусными. около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные что вся ставка наполнена зтими домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что послужило истинной причиной высылки из страны а.и.солженицына?