первым шагом патриарха никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на патриаршество, было сравнение текста символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом символа, начертанного на саккосе митрополита фотия. обнаружив расхождения между ними (а также между служебником и другими книгами), патриарх никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, патриарх указал опустить в издании следованной псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного ефрема сирина и о двуперстном крёстном знамении. часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец савватий и иеромонах иосиф (в миру иван наседка). спустя 10 дней, в начале великого поста 1653 года, патриарх разослал по московским церквам «память» о замене части земных поклонов на молитве ефрема сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами патриарха протопопами аввакумом петровым и иваном нероновым. в ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: 1.широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов священного писания и богослужебных книг, которая к изменениям даже в формулировках символа веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в сына божия «рождена, а не сотворена», о царствии божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств духа святаго исключено слово «истиннаго». в богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «ісус» (под титлом «ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «іисус» (под титлом «іис»). 2.замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». 3.крёстные ходы никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь). 4.возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая). 5.изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.отметь неверное утверждение. а) большинство новгородских земель были мало пригодны для земледелия. б) население новгорода было не грамотным. в) новгородцы вели торговлю даже в самых отдаленных землях. 2.подчеркни название товаров которые новгородские купцы вывозили из руси. пушнина, мед, вино, сукно, выделанные кожи, льняные ткани.
ответ:
неправильный ответ в.
2) мед, льняные ткани.