хараппы в 20-х годах xx в , когда началось научное изучение хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. действительно, вначале хараппские поселения были найдены только в долине инда. теперь же, в результате современных археологических исследований,
стало ясно, что хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.
раскопки на катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. в настоящее время
самым южным считается хараппское поселение у устья реки нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. археологи открыли харатшское поселение недалеко от современного аллахабада. так создавались различные варианты
харагшской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.
можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой
цивилизации.
мохенджо-даро выделяется среди других центров хараппской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. среди прочих
построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 м² и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений). площадь мохенджо-даро составляла 300 га, что на 50 га меньше, чем ракхигархи[11]. в период расцвета
население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
периметр мохенджо-даро достигает пяти километров. территория города разделена на кварталы («острова») одинакового размера (384 метра с севера на юг и 228 метров с запада на восток). каждый квартал в свою очередь
разделяют прямые или искривлённые улицы. цитадель занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м. цитадель в своё время была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича. помимо
зернохранилища и бассейна, на территории цитадели располагаются как минимум два зала собраний с сидений, разделёнными , но в городе не найдено явно выраженных дворцов или храмов. этот факт послужил основанием для теории, согласно которой мохенджо-даро был городом-государством, не монархом или
жрецами, а выборной или клановой олигархической верхушкой и исповедовавшим культ телесной чистоты[8].
в мохенджо-даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации[12]. посуда и утварь носят следы стандартизации,
кроме того, обнаружены многочисленные гири для весов и тиснёные печати, указывающие на стандартизацию и централизованный контроль в торговой сфере[8]. у многих зданий нижнего города, где, по-видимому, обитали зажиточные граждане, просторные внутренние дворы, а кирпичные лестницы, предположительно,
вели либо на второй этаж дома, либо на плоскую крышу, приспособленную для жилья. стены были покрыты примитивной штукатуркой, чтобы предотвратить воздействие влажного воздуха или температурных перепадов на кирпич. в городе не обнаружено никаких архитектурных украшений, хотя возможно, что они были
деревянными и не выдержали испытания временем[10]. каменные скульптурные изображения относительно немногочисленны, но среди них отличающаяся тонкой резной работой погрудная фигура, известная как «король-жрец»[8]. археологами были также найдены как бронзовые статуэтки (в том числе самая знаменитая
скульптура мохенджо-даро — «танцующая девушка[en]»), так и многочисленные терракотовые поделки, многие из которых изображают быков и буйволов. встречаются также гротескные статуэтки, изображающие мужчин и женщин в смешном виде[10].
часть территории нижнего города, где селились
простолюдины, была со временем затоплена индом и потому остаётся неисследованной. за 4500 лет уровень воды (почвы) поднялся на 7 метров.
начатое еще в конце xvi в. освоение россией сибири и урала активно продолжалось и в xvii в. сибирское ханство, владевшее западной сибирью, было обширным государством, в которое, кроме сибирских татар, входили ханты, манси, зауральские башкиры и другие народы. правительство поставило их
присоединения к россии. оно привлекало к решению этой фактических хозяев среднего приуралья — солепромышленников строгановых, которые владели огромными землями и имели собственные вооруженные отряды. по жалованной грамоте ивана iv строгановы начали в западной сибири строительство крепостей. в конце
1581 г. — начале 1582 г. состоявший на службе у строгановых казачий атаман ермак со своим отрядом (численностью около 600 человек) двинулся в поход. ему удалось разбить войска кучума и захватить его столицу кашлык. в результате этой операции население сибири согласилось платить дань не кучуму, а
ермаку. в 1584 г. ермак погиб в бою.
итак, начало присоединению к россии сибири было положено.
большие массы крестьянства двинулись на просторы сибири, осваивая ее плодородные земли. в 80-90-х гг. xvi в. западная сибирь вошла в состав россии.
в течение xvii в. продвинулись от
западной сибири до берегов тихого океана, камчатки и курильских островов. стремительное движение на восток стимулировалось поиском новых земель и полезных ископаемых, прежде всего золота и серебра.
так сложилось, что низкая плотность населения и суровые климатические условия не
благоприятствовали социальному развитию этого региона.
продвижение по сибири осуществлялось по двум направлениям.
по одному из них, лежавшему вдоль северных морей, мореходы и землепроходцы двигались к северо-восточной оконечности материка. в 1648 г. казак семен дежнев на небольших
судах с горсткой людей открыл пролив, отделяющий азию от северной америки.
другой маршрут на восток пролегал вдоль южных границ сибири. здесь землепроходцы тоже в короткий срок достигли берегов тихого океана. василий поярский в 1645 г. вышел по амуру в охотское море, совершил плавание вдоль
его побережья и в следующем году возвратился в якутск. на середину xvii в. падает поход ерофея хабарова в даурию и по амуру.
местное население сибири переживало в эти годы разные стадии патриархально-родового строя.
наиболее многочисленными этническими группами сибири были якуты и
буряты. оба народа находились на стадии развитых патриархально-родовых отношений и стояли на пороге вступления в феодальную формацию. бассейн же амура занимали оседлые народы (дауры, дючеры и которым было известно земледелие.
по мере продвижения на восток землепроходцы строили крепости,
служившие им опорными пунктами. так возникли енисейский острог (1619 красноярский острог (1628 г.) и др.
основной формой эксплуатации местного населения сибири был сбор дани (ясака). особенно ценились соболиные шкурки. кроме ясака, воеводы и служилые люди взимали поборы и в свою
к
концу xvii в. численность населения сибири достигла 150 тыс. человек. земледельческое население сибири рекрутировалось отчасти из принудительно переселяемых правительством крестьян, отчасти в результате народной колонизации, преимущественно из среды беглых крестьян и посадских.
крестьяне
оседали в районах, пригодных для земледелия, т.е. на юге сибири. к концу столетия сибирское земледелие полностью обеспечивало потребности края в хлебе. крестьяне приносили с собой земледельческую культуру, в частности более современные орудия ремесленного производства (долото, стамеска и
к
концу 17 в. в состав россии входили левобережная украина, территории поволжья, урала, сибири. вхождение украины в состав россии избавило украинский народ от разорительных турецко-татарских вторжений и национально-религиозного угнетения со стороны шляхетской речи посполитой и католической церкви.
крестьяне и казаки, осваивая земли в поволжье, на урале и в сибири, приносили с собой многовековой опыт земледелия и промыслов, новые орудия труда; заметно ускорилось и социальное развитие некоторых районов сибири, находившихся в момент присоединения к россии на более низком уровне. другой
положительный итог вхождения народов сибири в состав российского государства состоял в том, что прекратились распри и вооружённая борьба как внутри этнических групп, так и между отдельными , истощавшими ресурсы каждого из них.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какое слово выпадает из этого ряда: тулуп, кушак, душегрея, дерюга. почему?
дерюга, так как все остально дает тепло