для кого даже честь — пустяк,
для того и все прочее ничтожно.
аристотель
основной проблемой повести является проблема долга и проблема чести. не случайно эпиграфом к повести служит народная пословица: «береги платье снову, а честь смолоду».
в повести «капитанская дочка» а. с. пушкин воссоздал пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии петра гринева. важной проблемой повести является проблема чести и долга.
для отца петра гринева — андрея петровича гринева, представителя старого служивого дворянства, понятие чести — это прежде всего честь офицера и дворянина. «служи верно, кому присягнешь. слушайся », — так наставляет отец сына. под стать гриневу-отцу и комендант белогорской крепости миронов, который отказывается присягнуть пугачеву: «ты мне не государь. ты вор и самозванец». он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. иван кузьмич выполнил свой долг, до последней минуты обороняя крепость и не боясь смерти: «умирать так умирать: дело служивое». для гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «не казнь но дворянину изменить своей » долг офицера он видит в служении отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в сто¬лице, поэтому и отправляет сына петра служить в белогорскую крепость.
петр гринев — представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. петр вступает в борьбу за честь маши мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. он ставит человеческую честь выше офицерской. гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». он пойдет против пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. чувство долга стоит выше личных интересов.
совсем другой человек алексей иванович швабрин — бывший гвардейский офицер, переведенный служить в белогорскую крепость за убийство. он изменяет присяге и переходит на службу к пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга», ему важно спасти жизнь любым способом. швабрин изменяет долгу офицера. да и за машей мироновой он ухаживает из-за скуки гарнизонной жизни. отвергнутый, он полон мести и всеми способами старается очернить машу.
гринев, общаясь с пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «долг платежом красен», — говорит пугачев. оценив доброту и смелость гринева, самозванец не может повесить его. «казнить — так казнить, жаловать — так жаловать». он не видит в гриневе врага. впоследствии пугачев петру и накажет швабрина.
для нас, как и для а. с. пушкина, восстание под предводительством пугачева — . но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.
подробнее - на -
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Эссе на тему мухтар Ауэзов
Мухтар Омарханович Ауэзов родился в Семипалатинской области в семье кочевника-казаха. Его первым учителем стал дед Ауэз, учивший мальчика грамоте по рукописному сборнику стихов великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Через переводы Абая Мухтар впервые узнал никогда не слыханные им дотоле имена русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Крылова — и героев их произведений. Выросший в семье, где любили и почитали Абая, Ауэзов посвятил много лет изучению его жизни и творчества. В казахской кочевой степи, где жил Абай, до революции почти не было грамотных людей, поэтому сведения о поэте и тексты его стихов Мухтар Ауэзов по крупицам собирал у современников Абая. Он написал его научную биографию, издал его стихи и философские изречения, уже зрелым писателем создал роман-эпопею в двух книгах под общим названием «Путь Абая». В этом романе при всей его исторической достоверности образ главного героя не просто литературный портрет, а обобщенный характер общественного деятеля, посвятившего жизнь борьбе за освобождение своего народа от гнета баев-феодалов и невежественного духовенства, борьбе за приобщение казахов к русской демократической культуре. Роман-эпопею Ауэзова не случайно называют энциклопедией жизни казахской кочевой степи XIX в.
МОЖНО ЛУЧШИЙ ОТВЕТ))