Открытый урок | Первое сентября
Главная
Положение о фестивале и конкурсах
Поиск по сайту
Статья недели
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку»
Конкурс «Путь к Великой Победе»
Конкурс «Волонтерское движение в школе»
Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»
Конкурс «История регионов России»
Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»
Конкурс «Цифровой класс»
Конкурс «Электронный учебник на уроке»
Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»
Астрономия
Биология
Начальная школа
География
Иностранные языки
Информатика
История и обществознание
Краеведение
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
ОРКСЭ
Русский язык
Руководство учебным проектом
Спорт в школе и здоровье детей
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Администрирование школы
Видеоурок
Внеклассная работа
Дополнительное образование
Инклюзивное образование
Классное руководство
Коррекционная педагогика
Логопедия
Мастер-класс
Общепедагогические технологии
Организация школьной библиотеки
Патриотическое воспитание
Профессия — педагог
Работа с дошкольниками
Работа с родителями
Социальная педагогика
Урок с использованием электронного учебника
Школьная психологическая служба
Обратная связь
Многообразие решения задач на уроках химии
Собитнюк Любовь Васильевна, учитель
Разделы: Химия
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретённых знаний. Включение задач в учебный процесс позволяет уточнять и закреплять химические понятия о веществах и процессах, вырабатывать смекалку в использовании имеющихся знаний. Задачи побуждают учащихся повторять, углублять и осмысливать имеющиеся знания. В процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремлённость, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. При решении задач реализуются межпредметные связи, показывается единство природы. В процессе решения задач идёт сложная мыслительная деятельность. Взаимодействие знаний и действий формированию разных приёмов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
Химические задачи можно решать устно, письменно и экспериментально, используя различные решения. Нельзя решать задачи от случая к случаю. Успех выработки умения решать задачи развивается, закрепляется при условии непрерывного решения задач на протяжении всего курса химии на основе созданной учителем определённой, постепенно усложняющейся системы. Как в природе всё гармонично, так и в решении задач должна быть своя гармония. Любая задача начинается с изучения её условия. Условия задач, если её нет в учебнике и сборнике задач, я предлагаю учащимся на карточках, чтобы они могли самостоятельно познакомиться с данными.
После изучения условия задачи, обязательно выясняем, с какими величинами предстоит проводить вычисления, устанавливаем единицы измерения и числовые значения данных задачи, чётко определяем искомую величину. Химические превращения записываем в виде уравнений реакций, расставляя коэффициенты перед формулами.
Решение любой задачи подобно сочинению музыки. Чтобы её сочинить, нужно знать ноты. Этими нотами в химии являются количественные соотношения. Взаимосвязь зависимости массы, объёма, числа частиц и теплового эффекта с количеством отражена на схеме:
Любые задачи можно решить несколькими Знакомство учащихся с разными позволяет им самим находить пути решения. Какой окажется более рациональным, ребята могут сравнить на уроке или в неурочное время, использую мультимедийный проектор. На примерах я покажу несколько решения задач.
Большинство задач, связанных с переходом от одного вещества к другому, мы решаем через количественные отношения. От нот к музыкальной фразе, точно так мы идём с учащимися при решении задач. Сначала отрабатываем количественные отношения в формулах, затем между веществами. На основе этого составляем схему решения задач на смеси веществ, между которыми нет взаимодействия:
Для решения такого типа задач используем схему
1. Смесь метана и этана массой 19 г занимает объём равный 16,8 л (при н. у.). Найти массовую или объёмную долю компонентов смеси.
Для решения многих задач используем несколько
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
Используем схему перехода от количества к массе
2. Пусть vметана = х моль, vэтана= 0,75-х моль
mметана = 16х(г), mэтана= 30(0,75-х)
mметана+ mэтана= 19(г)
16х +30(0,75-х)=19
14х= 3,5
Х= 0,25моль
Так как мольная доля равна объёмной доли, следовательно:
vметана= = 0,333 или 33,3% img10.gif (64 bytes)этана= 66,7%
mметана = 4г, mэтана=15г.
Массовую долю веществ определяем по формуле:
img10.gif (64 bytes)
img10.gif (64 bytes)этана== 0,78,9 или 78,9%, img10.gif (64 bytes)метана= 11,1%
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
2. Пусть х г- масса метана, (18-х)г - масса этана.
1) а)Элемент фосфор находится в 3 периоде 5 группы главной подгруппы. Элемент-неметалл. б)Степени окисления: -3(встречается только в фосфидах-соединения фосфора с металлами, анпример Na3P) и +5 (например, окид фосфора P2O5). в) Фософр является составной частью тканей организмов человека, животных и растений. Фосфор содержится в костях, а так же в нервной и мозговой тканях, крови, молоке. Из фосфора в организме строится АТФ., которая мслужит собирателем и носителем энергии.
Фософр существует в природе в виде соедниений, содержащихся в почве. Из почвы он извлекается растениями, а животные получают фосфор из растений. После отмирания организмов фосфор снова переходит в почву.
2) Cu(OH)2 + H2SO4= 2H2O + CuSO4
P2O5 + 3H2O= 2H3PO4
AgNO3 + HCl= AgCl (осадок)+ HNO3
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
4) C+O2= CO2
m(O) = (24г * 16г\моль) / 12г/моль = 32 г
5) 2Сu+O2= 2CuO
CuO + 2HCl(разб.) = CuCl2 + H2O
CuCl2 + 2NaOH(разб.) = Cu(OH)2(осадок) + 2NaCl
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Нужно дать характеристику химических свойств оксида бария. Записать уравнение характерных реакций.
Оксид бария относится к основным оксидам.
Химические свойства оксида бария аналогичны свойствам основных оксидов других металлов. Поэтому для него характерны следующие химические реакции:
1. реакция оксида бария с бериллием:
BaO + Be → Ba + BeO (t = 270 oC).
В результате реакции образуется барий и оксид бериллия. Таким образом, барий восстанавливается из оксида бария бериллием при температуре 270 oC.
2. реакция оксида бария с алюминием:
3BaO + 2Al → 3Ba + Al2O3 (t = 1200 oC),
2Al + 4BaO → Ba(AlO2)2 + 3Ba (t = 1100-1200 oC),
2Al + 4BaO → BaAl2O4 + 3Ba (t = 1100-1200 oC).
В результате реакции в первом случае образуется барий и оксид алюминия. Таким образом, барий восстанавливается из оксида бария алюминием при температуре 1200 oC.
Во втором и третьем случаях образуется барий и соль – алюминат бария.
3. реакция оксида бария с кремнием:
3BaO + Si → 2Ba + BaSiO3 (t = 1200 oC).
В результате реакции образуется соль – силикат бария и барий.
4. реакция оксида бария с кислородом:
BaO + O2 → 2BaO2 (t = 500 oC).
В результате реакции образуется пероксид бария.
5. реакция оксида бария с водой:
BaO + H2O → Ba(OH)2.
В результате реакции образуется гидроксид бария.
6. реакция оксида бария с оксидом цинка:
BaO + ZnO → BaZnO2 (t = 1100 oC).
В результате реакции образуется cоль – цинкат бария.
7. реакция оксида бария с оксидом титана:
BaO + TiO2 → BaTiO3.
В результате реакции образуется соль – метатитанат бария.
8. реакция оксида бария с оксидом кадмия:
BaO + CdO → BaCdO2 (t = 1100 oC).
В результате реакции образуется оксид бария-кадмия.
9. реакция оксида бария с оксидом меди:
BaO + Cu2O → BaCu2O2 (t = 500-600 oC).
В результате реакции образуется оксид бария-меди.
10. реакция оксида бария с оксидом германия:
BaO + GeO2 → BaGeO3 (t = 1200 oC).
В результате реакции образуется соль – метагерманат бария.
11. реакция оксида бария с оксидом гафния:
BaO + HfO2 → BaHfO3 (t = 1800-2200 oC).
В результате реакции образуется оксид гафния-бария.
12. реакция оксида бария с оксидом марганца:
BaO + MnO → BaMnO2 (t = 1800 oC),
8BaO + MnO2 → Ba8MnO10 (t = 800 oC).
В результате реакции образуется в первом случае оксид бария-марганца, во втором – оксид марганца-октабария.
13. реакция оксида бария с оксидом никеля:
BaO + NiO → BaNiO2 (t = 1200 oC).
В результате реакции образуется оксид никеля-бария.
14. реакция оксида бария с оксидом циркония:
BaO + ZrO2 → BaZrO3 (t = 1800-2200 oC).
В результате реакции образуется оксид циркония-бария (цирконат бария).
15. реакция оксида бария с оксидом олова:
BaO + SnO → BaSnO2 (t = 1000 oC).
В результате реакции образуется оксид олова-бария.
16. реакция оксида бария с оксидом ванадия:
2BaО + VО2 → Ba2VО4 (t = 1500-1700 oC).
В результате реакции образуется соль – тетраоксованадат бария.
17. реакция оксида бария с оксидом углерода:
BaO + CO2 → BaCO3.
В результате реакции образуется соль – карбонат бария.
18. реакция оксида бария с оксидом серы:
BaO + SO3 → BaSO4.
В результате реакции образуется соль – сульфат бария.
19. реакция оксида бария с плавиковой кислотой:
BaO + 2HF → BaF2 + H2O.
В результате химической реакции получается соль – фторид бария и вода.
20. реакция оксида бария с азотной кислотой:
BaO + 2HNO3 → 2Ba(NO3)2 + H2O.
В результате химической реакции получается соль – нитрат бария и вода.
21. реакция оксида бария с ортофосфорной кислотой:
3BaO + 2H3PO4 → Ba3(PO4)2 + 3H2O.
В результате химической реакции получается соль – ортофосфат бария и вода.
Аналогично проходят реакции оксида бария и с другими кислотами.
22. реакция оксида бария с бромистым водородом (бромоводородом):
BaO + 2HBr → BaBr2 + H2O.
В результате химической реакции получается соль – бромид бария и вода.
23. реакция оксида бария с йодоводородом:
BaO + 2HI → BaI2 + H2O.
В результате химической реакции получается соль – йодид бария и вода.