л́́ирика лермонтова составляет важнейшую часть его лит. наследия. по характеру дарования л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что придает творчеству л. исключит. целостность и единство (см. лирический герой). лирика л. обозначила послепушкинский этап в развитии рус. поэзии (см. 19 века), отразила важный сдвиг в обществ. сознании передовой дворянской интеллигенции, к-рая не мирилась с отсутствием духовной и политич. свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. наследуя традиции гражд. поэзии декабристов и а. с. пушкина, лермонт. лирика развивалась в русле рус. романтич. поэзии 30-х гг. и европ. романтизма (см. дж. байрон). признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в осуществимость обществ. идеала в условиях социальной изоляции предопределили протестующий и трагич. характер лермонт. лирики. сознание распавшейся связи времен порождало чувство . несвоевременности, усугубляло свойственные л. вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с толпой и самим богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. противопоставление романтич. личности «целому миру» выливается не только в «тяжбу с богом» и мятежный протест, но также в остро переживаемое ощущение собств. избранничества: герой ранней лирики л. — могуществ. личность, убежденная в роковой предначертанности своей судьбы, способная единолично разрешить коренные вопросы нравств. и социального устроения мира. высокий провиденциальный смысл личной, гражд. и поэтич. миссии — один из постоянных мотивов юношеской лирики. лирика раннего л. (1828—32) обладает ярко выраженными особенностями, отличающими ее от зрелой. в соответствии с умонастроением поэта излюбленным жанром его ранней лирики становится монолог-исповедь. к этой форме тяготеют жанры медитации, элегии, послания, романса, к-рые обнаруживают способность к трансформации и «вмещению» многообразных лирич. переживаний (см. жанры). менее продуктивны в этот период сатира, аллегория, эпиграмма. сатирич. и эпиграмматич. наследие л. невелико; почти отказавшись от сатиры как жанра, л. широко использует сатирич. элемент в составе иных жанров. аллегории же типа стих. «жалобы турка» совершенно исчезают из лирики л., но с аллегориями философско-медитативного плана («чаша жизни») генетически связаны многие пейзажно-символические стихотворения (от «паруса» до «листка»). на идее личности как субъекте лирич. переживаний («я сам собою жил ») обусловила прорыв л. из общеромантич. круга эмоций к неповторимо индивидуальным (см. сушковский цикл, ивановский цикл). первоначально лирич. «я» у л. еще во многом условно
повесть н. в. гоголя «тарас бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого — национально-освободительной войны украинского народа против поляков. в ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника — вольнолюбивого, преданного родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело. товарищество, и взаимовыручка — главные законы для запорожского казака. каждый из них считает своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью. в тяжелую минуту на поле кровавой битвы старый полковник тарас бульба обращается к своим воинам: «нет уз святее бывали и в других землях товарищи, но таких, как в земле, не было таких товарищей». пропал в пыльных крымских степях отряд, спешивший на подмогу захваченным татарами казакам; почти все тарасове войско полегло в битве под стенами дубно, пытаясь выручить плененных поляками, но не было на свете никогда такого, «чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». не страшится казак смерти, потому что не о себе думает он, а о святом долге перед землей украинской, и если суждено погибнуть, то так, как никому не доведется умирать. «прощайте, паны-братья, товарищи! пусть же стоит на вечные времена православная », — сказал перед смертью атаман мосий шило. « бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! пусть красуется вечно любимая христом земля! » — проговорил, умирая, павел губенко.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Надо ответить на вопросы по "капитанской дочки" 1.подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному.вспоминаются ли при этом "благие потрясения"? 2.как относится автор к героям? подтвердите свое мнение цитатами из текста к произведению.что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим, гриневу, пугачёву и маши мироновой?