История создания (дата написания) – Стихотворение Ф. И. Тютчева «С поляны коршун поднялся» было написано в 1835 году. когда поэт пребывал в Мюнхене. Опубликовали творение Ф. И. Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 году.
Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стих делится на два катрена.
Главная мысль — Невозможно достичь своей мечты, своего идеала - главная мысль стихотворения.
Человек мыслит, но он ограничивается земным кругом. Даже если мысль его крылата, человек никогда не поднимется выше.
Коршун же может взлететь и исчезнуть в небе. Такая сила дана ему от природы. И с двух крыльев он осуществляет мечту.
Стихотворение строится на противопоставлении человека и коршуна
Дополнительно –
Жанр произведения – элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
В стихотворении используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.
Во второй строке автор использует лексический повтор, неоднократно употребляя слово «земли». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль.
Самым близким к Лермонтову героем критик назвал Мцыри.
"Это,- писал Белинский,- отражение в поэзии тени его собственной личности.
Во всем, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его
собственной мощью. Это произведение субъективное".
Субъективными Белинский называл такие произведения, в которых
особенно сильно отразилась личность создавшего их автора.
Конечно, Белинский видел «лермонтовский элемент» и я Демоне, и в
Арбенине, и в Печорине. Но он был прав, говоря, что ни один из них не -
"сливается" так с их творцом, как пламенный Мцыри.
И Демону, и Арбенину, и Печорину свойственны раздвоенность, сплетение положительных и отрицательных черт. Все они не принимают такого
порядка вещей,
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты.
Ими владеет властный "дух отрицанья, дух сомненья". Они подвергают
беспощадному обличению "зло" мира. И в этом их неоспоримая и большая
сила. Но, вольно или невольно, каждый из них вносит в жизнь долю "зла",
ибо каждый из них - крайний индивидуалист и эгоист. И эти стороны их
характеров Лермонтовым показаны не менее ярко и не только объяснены,
но и без колебаний осуждены.
Мцыри ближе Лермонтову не только потому, что в нем нет раздвоенности,
присущей Демону, Арбенину и Печорину, а и потому, что его образ служит утверждению самых дорогих для поэта идеалов - любви к живой жизни, любви
к людям.
В "Мцыри" они утверждаются непосредственно, через тот героический лиризм,
который составляет самую характерную черту поэзии Лермонтова.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что бывает с теми кто не имеет святого за душой? напишите , надо!