идеал писателя нашел выражение в “тарасе бульбе”, в повести, опоэтизировавшей духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. в ней гоголь, по словам белинского, исчерпал всю жизнь малороссии и в дивном, художественном “создании навсегда запечатлел ее духовный образ”. характеристика точная, но и удивительная: ведь в повести не запечатлены реальные лица и события. подлинное чудо искусства: читателя не покидает ощущение, что был на свете прототип тараса бульбы или он сам. в этом дорогом для гоголя произведении художественный и художественный психологизм составили эстетическое единство. в образе тараса бульбы главенствующая психологическая черта — его беззаветный патриотизм. все душевные и силы героя поддерживаются этим чувством. в первые же минуты встречи с сыновьями после долгой разлуки он не объятиями встречает их, а испытывает бойцовские качества старшего, остапа: “— да он славно бьется! — говорил бульба остановившись.— ей-богу, хорошо! — продолжал он, немного оправляясь,— так, хоть бы даже и не пробовать. добрый будет казак! ” суровое время диктовало свои законы. мужчины росли бесстрашными воинами. тарасу не терпится похвалиться сыновьями в сечи. не дав им разнежиться дома, он увозит их в военный лагерь: “завтра же едем! зачем откладывать! какого врага мы можем здесь высидеть? на что нам эта хата? к чему нам все ” давая характеристику своему герою, гоголь говорит, что такой и самоотверженный воин мог возникнуть только в тяжелое время: “ в тяжелый xv век на полукочующем углу европы, когда вся первобытная россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников. словом, характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность”. но гоголь повествует не только о сильных и отважных воинах, он дает развернутые картины прекрасной и пышной природы малороссии. здесь, на необозримых просторах степи, могли родиться и взрасти такие вольнолюбивые и самоотверженные бойцы. “степь, чем далее, тем становилась прекраснее. тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю новороссию, до самого черного моря, было зеленою, девственной ничего в природе не могло быть лучше. вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных ” этот прекрасный мир и защищают запорожские казаки. тарас не зря гордится своим старшим сыном. остап — истинный воин своего времени. сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению малороссии от польских захватчиков. для остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. но патриотизм остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им. во время пыток и казни остап стойко держится, он настоящий герой. и только желает знать, видит ли отец его, оценен ли этот последний подвиг: “— батько! где ты? слышишь ли ты? — слышу! — раздалось среди всеобщей ” но не только гордость за сыновей выпало пережить старому тарасу. горечь и боль испытывает он из-за предательства андрия. никакие веские причины не могу оправдать сына в его глазах. в сцене описания казни андрия образ старого казака приближается к библейским героям. он всю свою жизнь отдал на служение родине, твердой рукой уничтожал ее врагов. и так же тверд при казни сына-предателя: “— что, сынку, тебе твои так продать? продать веру? продать своих? стой же; слезай с стой и не шевелись! я тебя породил, я тебя и ” последние мгновения жизни самого тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не чувствует боли в горящих ногах. он полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он жизнь положил. таким сильным и самоотверженным личностям наша страна смогла выстоять и сохранить свою независимость. героическое время, сильные характеры, нам есть чему поучиться у своей великой . повесть н. в. гоголя сохраняет свою актуальность и сегодня.
retropluse832
25.12.2020
Пьеса "вишневый сад", написанная чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. в ней автор поднимает ряд проблем, характерных для : проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего россии. в последней пьесе чехова - один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. это вишневый сад. у раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. для нее и ее брата гаева - это родовое гнездо. вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он ее владелец. "ведь я родилась здесь, - говорит она, - здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с " но для раневской и гаева вишневый сад - символ прошлого. другой герой, ермолай лопахин, смотрит на сад с точки зрения "циркуляции дела". он деловито предлагает раневской и гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. можно сказать, что раневская - сад в прошлом, лопахин - сад в настоящем. сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: петя трофимов и аня, дочь раневской. петя трофимов - сын аптекаря. ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизни. живется ему тяжело. он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. варя называет трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. как и многие передовые люди россии, петя умен, горд, честен. он знает, в каком тяжелом положении живет народ. трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. он живет верой в светлое будущее родины. с восторгом трофимов восклицает: "вперед! мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! вперед! не отставай, друзья! " его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом будущем россии. "вся россия наш сад! " - восклицает он. аня - это семнадцатилетняя девушка, дочь раневской. аня получила обычное дворянское воспитание. большое влияние на формирование мировоззрения ани оказал трофимов. душевный облик ани характеризует непосредственность, искренность и красота чувств и настроений. в характере ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: "а я в париже на воздушном шаре летала! " трофимов возбуждает в душе ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. девушка порывает связи с прошлым. аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. речь ани нежная, душевная, наполненная верой в будущее. как видим, чехов воплотил в образе ани и трофимова все лучшие черты. но в то же время мы видим в них недостатки. трофимов обличает дворянский паразитизм и в то же время живет в дворянской усадьбе долгое время. трофимов смотрит на лопахина как на хищника и в то же время говорит ему: "как-никак, я люблю тебя". у пети есть даже комические черты: раневская называет его недотепой, а варя - облезлым барином. образы ани и трофимова вызывают мои симпатии. мне нравятся непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, вера в светлое будущее своей родины. именно с их жизнью связывает чехов будущее россии, именно в их уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. поэтому эти герои могут восприниматься и как резонеры - выразители идей и мыслей самого автора. так, аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. она уверена в том, что, несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. вместе с ней в это верит и сам чехов..