"воздушные замки" признаны одним из лучших произведений лермонтова. в этом замечательном и трагичном по своей сути стихотворении, лермонтов использует образ наполеона, который был одним из его любимых героев. наполеон больше всего на свете любил францию, посвятил ей свои победы и годы своей жизни. но после ярчайших и поистине грандиозных побед, был вынужден был закончить остаток жизни на крошечном острове, в далеке от любимой страны. в основе произведения лежит скорбь. скорбь о том, что время безжалостно - оно забирает с собой любовь и переживания, родных и близких, даже славу о великих победах.
несмотря на огромные человеческие жертвы, в которых повинен великий полководец, лермонтов рисует образ наполеона как любящего, одинокого и человека, которого предали многие его соратники, но который даже после смерти привязан своей любовью к свому сыну и к любимой франции.
изначально обратимся к заглавию. в названии эпитет "воздушный" наталкивает на мысль, что корабль не настоящий, призрачный. сразу вспоминается фразологизм "строить воздушные замки". т.е. мечтать о недосягаемом, несбыточном (не зря главный герой стихотворения не может докричаться до своих подданных, так как это невозможно сделать мертвецу).
герои произвдениея - это не обыкновенные люди, а некогда известные, богатые, властные люди. это некий "император", зарытый на острове в океане. можно предположить, что стремящийся все время к «франции милой» «император» - это наполеон бонапарт, сосланный на остров св. елены («есть остров на том океане…») и обреченный на одиночество («лежит на нем камень тяжелый, // чтоб встать он из гроба не мог…»).
пейзаж стихотворения представлен в виде описания одинокого острова. «пустынный и мрачный гранит…», где зарыт император.
сюжет стихотворения развивается последовательно: сначала происходит «воскрешение» императора, затем он «несется» на «землю родную» (наполеон – «к франции милой», петр - «на простор»), разочаровывается и возвращается обратно в могилу (становится памятником).
художественное пространство стихотворения абстрактно: в каком то океане есть остров, где зарыт император (ни имя императора, ни океан, ни остров, куда он был сослан не указаны). на этом сведения обрываются. все действия разворачиваются в реальном времени. только один единственный глагол «угас» употребляется в прошедшем времени (видимо, так лермонтов желает подчеркнуть клеймо смерти, запечатленное на «любезном сыне»).
стихотворение представляет нам образ императора и окружающей его современной действительности. зарытого «без почестей бранных» наполеона, который изгнан из «франции милой».
стихотворение заставляет задуматься над собственным поведением, проанализировать свои поступки.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Кто нибудь знает что является источником непобедимости героев древних рун?