Бирюком в орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. лесник фома жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми; жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным. образ бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нем, надо обратить внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор. описание обстановки дома бирюка говорит о том, насколько беден герой. печальное зрелище представляло собой это жилище: «я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу» . психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе бирюка; становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «он был высокого роста, плечист и сложен на славу. .черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза» . с виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — справедливый и добрый. он честный. будучи лесником, мог бы построить себе хороший дом, а бирюк никому не позволял красть господский лес, но и сам не брал ни бревна. и рассказчик явно любуется своим героем. ключ к пониманию характера фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. от них мы получаем косвенную характеристику лесника: «мастер своего дела» ; «вязанки хворосту не даст утащить»; « и ловок, как бес.. и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет» . сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу) , раскрывает лучшие черты характера героя. фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или мужика. отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника жалость, которую обычно он старается подавлять. оба основных персонажа: лесник, фома кузьмич, и пойманный им мужик находятся в равных социальных и житейских условиях. однако у двух этих людей разные жизненные позиции. но как бы ни поступил бирюк, он в любом случае нарушает закон: либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. бирюк в данной ситуации выбрал человечность.
bellaalya13862
29.12.2020
Одним из первых произведений великого поэта м. ю. лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение “парус”. еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, глубокими переживаниями, чувствами и мыслями, отраженными в нем. шло время, я читал и читал лермонтова, но все-таки не встречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем “парус”. (близки к нему “горные вершины”, но это перевод из гете.) продолжает оно восхищать меня и сейчас своей лаконичностью и точностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем раздумьем, тоской, грустью. в отличие от других стихов лермонтова (“бородино”, “смерть поэта”, “дума”) оно невелико — в нем всего три четверостишия. но от всех этих больших и слегка неуклюжих стихов веет духом публицистики, и хотя я не собираюсь оспаривать их поэтические достоинства (они бесспорны), меня они трогают меньше. может быть, потому, что мои стихи, которые я пишу сейчас, больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям лермонтова, а юношескому “парусу”. прежде всего — образ. в этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. но это не просто картина, это во многом автопортрет. мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. и ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе. наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. и в этом стремлении лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. и все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу. именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений лермонтова. только две его вещи так взволновали меня: “мцыри” и “парус”. вряд ли можно найти что-то более прекрасное в поэтическом наследии поэта.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На какие группы можно разделить всех персонажей повести "собачье сердце" объясните, каким принципом вы при этом руководствовались. заранее ; )