в этой сказке рассказано о простой ромашке, которую поцеловал жаворонок, хотя рядом в саду бюыло много других более красивых цветков. ромашка была счастлива. но жаворонка поймали и посадили в клетку. потом мальчики выкопали кусок дерна вместе с ромашкой и также положили его в клетку. однако они забыли дать жаворонку воды. ромашка не могла птице и та умерла. а ромашку выбросили вместе с дерном.
главная мысль это сказки в том, что полюбить мы можем не за внешний лоск и напыщенность, а за чистоту и скромность. также замечаем, что нельзя лишать свободы птиц и зверей, а если уж взяли их к себе, то о них следует хорошо заботиться.
поэма «мертвые души» гоголя насыщена внесюжетными элементами. в этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. они в конце «мертвых душ» и раскрыть идейный и художественный замысел автора.
«повесть о капитане копейкине» расположена в десятой главе произведения. она рассказывает о судьбе простого человека, равнодушием властей доведенного до отчаянного положения, на грани жизни и смерти. это «произведение в произведении» разрабатывает тему «маленького человека», воплотившуюся также повести «шинель».
герой новеллы, капитан копейкин, участвовал в военной кампании 1812 года. он мужественно и смело сражался за родину, получил много наград. но на войне копейкин потерял ногу и руку и превратился в инвалида. у себя в деревне он не мог существовать, так как не мог работать. а как еще можно прожить в деревне? используя свой последний шанс, копейкин решает ехать в петербург и просить государя о «монаршей милости».
гоголь показывает, как простого человека поглощает и подавляет большой город. он вытягивает все жизненные силы, всю энергию, а затем выбрасывает за ненадобностью. поначалу копейкин был околдован петербургом - всюду роскошь, яркие огни и цвета: «некоторое поле жизни, сказочная шехерезада». повсюду «пахнет» богатством, тысячами и миллионами. на этом фоне еще более отчетливо видно бедственное положение «маленького человека» копейкина. у героя в запасе - несколько десятков рублей. на них нужно прожить, пока «выхлопатывается» пенсия.
копейкин немедленно приступает к своему делу. он пытается пробиться на прием к генерал-аншефу, который решать вопросы о пенсии. но не тут-то было. копейкин не может даже попасть на прием к этому высокому чиновнику. гоголь пишет: «один швейцар уже смотрит генералиссимусом…» что же говорить про остальных служащих и чиновников! автор показывает, что «высшие лица» абсолютно равнодушны к судьбам простых людей. это некие идолы, божки, которые живут своей, «неземной», жизнью: «… государственный человек! в лице, так ну, сообразно с званием, понимаете.. с высоким такое и выраженье, понимаете».
что этому вельможе за дело до существования простых смертных! интересно, что такое равнодушие в «значительных лицах» поддерживают все остальные, те, кто зависит от этих «божков». писатель показывает, что все просители склонялись ниц перед генерал-аншефом, трепетали, как будто увидели не то что императора, а самого господа бога.
вельможа дал копейкину надежду. окрыленный, герой поверил в то, что жизнь прекрасна и что справедливость существует. но не тут-то было! реальных дел не последовало. чиновник забыл про героя сразу же, как только отвел от него глаза. последней его фразой было: «я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест себе сами, ищите сами средств».
отчаявшийся и разочаровавшийся во всем святом, копейкин решает, наконец, взять судьбу в свои руки. почтмейстер, который и рассказывал всю эту о копейкине, намекает в финале, что копейкин стал разбойником. теперь он сам думает о своей жизни, не надеясь ни на кого.
«повесть о капитане копейкине» несет большую идейно-художественную нагрузку в «мертвых душах». неслучайно эта вставная новелла расположена в десятой главе произведения. известно, что в последних главах поэмы (с седьмой по десятую) дается характеристика чиновничьей россии. чиновники показаны гоголем как те же «мертвые души», что и помещики. это некие роботы, ходячие мертвецы, у которых не осталось за душой ничего святого. но омертвение чиновничества происходит, по гоголю, не потому, что все это плохие люди. мертва сама система, которая обезличивает всех, в нее. именно этим и страшна чиновничья русь. высшим выражением последствий социального зла и является, как мне кажется, судьба капитана копейкина.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему фонвизин заинтересовался проблемой воспитания и образования дворянина? (недоросль)