Плюшкин степан – последний «продавец» мертвых душ. это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. в образе п. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. описание имения п. («не в бога богатеет» ) изображает запустение и «захламление» души героя. въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы. имение п. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике. портрет п. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще. п. имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. до смерти жены п. был рачительным и богатым хозяином. он трепетно воспитывал своих детей. но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. после неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа п. окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им» . но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. продав чичикову мертвые души, п. размышляет, кто бы мог ему оформить купчую в городе. он вспоминает, что председатель был его школьным товарищем. это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице… выразилось… бледное отражение чувства» . но это лишь мгновенный проблеск жизни, хотя автор считает, что п. способен на возрождение. в конце главы о п. гоголь описывает сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешались совершенно» - как и в несчастной душе п.
Екатерина_Кирушев
29.11.2020
Жанр произведения — психологический рассказ. героев двое — деревенский житель яшка и его новый знакомый, приехавший из москвы погостить, володя. основа сюжета — поведение двух , совершенно разных по характеру и образу мыслей, в экстремальной ситуации. завязка — подготовка мальчиков к , утренняя прогулка по селу. кульминация — ситуация, когда володя едва не утонул, и яшкино бегство с места возможной трагедии. но яшка пересилил свой страх, и все закончилось благополучно. развязка — спасение володи и то, что он жив и может разговаривать. пережитые эмоции находят выход в слезах. писатель рассматривает все нюансы — от раздражения яшки неумелостью «столичной штучки» до желания городского жителя володи угодить ему, животный страх и чувство самосохранения, которые отступают перед совестью яшки и голосом разума. володина является мерилом яшкиной порядочности.