Роль лизы в «горе от ума» долго не давалась на сцене даже актрисам. п. стрепетова признавалась: «облик лизы как-то двоился в моем воображении, не давалось цельной фигуры, не вызывалось того реального представления внешности, на какое, казалось бы, давал право вполне определенными штрихами нарисованный автором характер < > . как субретка лиза превосходна - живое лицо, сама жизнь < > . но ведь она не то, она — горничная из фамусовских крепостных < > . прямо непостижимо, как мог такой гениальный человек, как грибоедов, недосмотреть этого. ее французское произношение режет глаз, я никак не могу помириться с ним».в постановке московского художественного театра актриса о. андровская впала в другую крайность: «одной фразой грибоедов раскрывает сущность характера самой лизы. “ну! люди в здешней стороне”, – говорит лиза во втором акте. в этих словах — весь образ девушки, приехавшей из деревни, чувствующей себя чужой здесь, но прекрасно все понимающей».по-видимому, более в трактовке роли лизы п. гнедич: «лиза едва ли играет в комедии такую первенствующую роль, как это принято думать. все горе наших исполнительниц в том, что они играют мольеровскую субретку, а не крепостную девку, воспитанную на кузнецком мосту и тронутую внешним лоском от постоянного совместного пребывания с барышней. лиза резко выступает в начале пьесы и потому привлекает особливое внимание зрителя. лизу совсем не следует играть с жеманством < > и вообще не надо держаться все время на первом плане < > а затем сделать все возможное, чтоб по сцене ходила горничная, но не переодетая ingenue с кружевным передничком. в последнем акте при обещании фамусова сослать ее на птичий двор, — она попросту валится ему в ноги».м. бойко считает, что «среди образов комедии есть более загадочные, чем дозволено легкому жанру. лиза - горничная, объективно оказывающаяся в центре всеобщего внимания. с ней заигрывает фамусов как с веселой и бойкой служанкой. ей признается в своих чувствах молчалин, утомленный собственным притворством. героиня импонирует им обоим своей жизнерадостностью и простотой — именно простотой, а не простоватостью. она же с ними неприступна и остроумна, временами даже наставительна и всегда непринужденна, как с равными себе. кстати, именно лиза вдруг без всякого повода первой вспоминает о чацком, награждая его безусловно положительной характеристикой, в которой верно подмечены его лучшие черты < > . однако такая служанка, богатой и сложной человеческой натурой, сочетающая здравость суждений и умение ценить светский артистизм, владеющая романтическим словарем, не без иронии его используя,оказывается вне основной линии сюжета. словно ее подспудной становится проявлять авторскую позицию в решающие моменты. лиза как бы устраняется, не стремясь занять достойное место в центре конфликта. тем не менее, это не переносит ее на периферию действия. дело в том,что любовь сама перестает быть исключительной и единственной темой, заслуживающей внимательного рассмотрения драматургом». и в самом деле, лиза уже потому не похожа на субретку классицистической комедии, что поневоле принимает участие в любовной интриге госпожи. подневольное состояние свое она ощущает постоянно: отбиваясь ли от ласк барина («опомнитесь, вы »), прикидываясь ли дурочкой, чтобы избежать гнева барышни («хотела я, чтоб этот смех дурацкий / вас несколько развеселить »), предчувствуя ли барскую расправу за чужие грехи («а что в ответ за вас, конечно, мне попасть») — в конце комедии она и «попадает в ответ». а между тем она девушка смешливая и сметливая, уважаемая в своем кругу («скажите барышне скорее, лизавета» — так обращается к ней дворецкий).к барышне она, по всей вероятности, была приставлена с детства и потому иногда с ней говорит не как служанка, но лишь до первого окрика: «послушай, вольности ты лишней не бери! ». кое-что лиза усвоила из лексикона софьи, хотя язык ее в целом народный и выразительный
fygasika
11.09.2020
Пословицы: 1)человек не орех - сразу не раскусишь. 2)человек с коротким умом обзаводится длинным языком. 3)всякий человек по делу узнаётся. 4)кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут. 5)встречают по одёжке, провожают по уму. фразеологизмы: 1)белая ворона 2)бирюком жить 3)душа в пятки ушла 4)работать засучив рукава 5)на седьмом небе высказывания: 1) личность есть неизменность в изменении. субъект изменения остается одним и тем же лицом. для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. и так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать 2)быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести. от человека сплошь и рядом требуют отказа от личности, отказа от свободы и за это сулят ему облегчение его жизни. от него требуют, чтобы он подчинился детерминации общества и природы. с этим связан трагизм жизни. 3)личность есть боль. героическая борьба за реализацию личности болезненна. можно избежать боли, отказавшись от личности. и человек слишком часто это делает. 4)личность совсем не есть природа и к ней неприменимы никакие категории, относящиеся к природе. личность совсем не может быть определена как субстанция. понимание личности как субстанции есть натурализация личности. личность вкоренена в духовном мире, она не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещена. 5)насколько человек глубок, настолько он личность. всегда и во всем — внутри должно быть больше, чем снаружи.
Anna572
11.09.2020
Главная мысль «грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют «жестокие нравы» , где царит «домострой» , где все основано на страхе, обмане и подчинении.название «гроза» можно рассматривать с нескольких позиций. гроза - это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию катерины и бориса. просторы волги подчеркивают мечты катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. так, в сцене грозы стихия побуждает катерину к публичному раскаянию.итак, название «гроза» подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Каковы роли лизы и чацкого в этой сцене? "горе от ума"