1) Н.В. Гоголь. «Шинель»
Проблематика - Главная проблема повести отсутствие гуманизма. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством
Жанр - Художественный вымысел
Авторская позиция - В повести "Шинель" Гоголь показывает обратную сторону Петербурга, как тяжело живётся обычному человеку, как его гнобят, и не замечают, и как у "маленького" человека есть свои мечты, пусть они не так грандиозны, но они есть, они важны для человека, который их лелеет, но в тоже время, Гоголь как бы возмущён, жизнью, в которой ни к чему не стремишься, и прозябаешь её таким образом. Авторская позиция заключается в том, что автор осуждает нравы, порядки, людей которые не знают жалости, но и людей, которые не могут постоять за себя.
Вывод - Произведение запоминается неприметной и однообразной жизнью "маленького человека", которую в итоге отбирают. Главный герой - Акакий Акакиевич, проводивший все свою жизнь переписыванием бумаг, находивший в этом свое удовольствие. Он боялся перемен, новых забот, которые могли появится со сменой занимаемой должности.
2) Ф.М. Достоевский. «Бедные люди
Проблематика - В произведении поднимается тема "маленького" человека. В повести автор рассказывает о людях,которые голодают, мерзнут. А люди, находящиеся в "высших" кругах общества живут на широкую ногу.
Жанр - эпистолярный роман.
Авторская позиция - Авторы не могут относиться равнодушно к героям своих произведений. Кому-то они симпатизируют, кого-то осуждают. Авторская позиция очень редко проявляется прямо. Зачастую писатели выражают ее посредством описаний внешности, характеров, манер, поступков героев.
Вывод - История бедного титулярного советника Макара Девушкина и несчастной Вареньки Доброселовой. Она потеряла всех родственников, у него нету денег. Роман идет в письмах, Макар описывает свою квартиру, его службу, та тоже рассказывает о себе. Но она решила избавиться от бедности и выйти за муж за Быкова. Вывод: тема маленького человека. Полное неуважение к человеческой заботе в поступках Вари.
Мэри с братом Максом и родителями, Джозефом и Луизой, готовятся к Рождеству. Их посещает дядя Альберт (аллюзия на Альберта Эйнштейна) и делает детям подарок: кукольный дом, в котором живут игрушки — шимпанзе Гилгуд, клоун Тинкер и барабанщик Стикс. Отдельно он дарит щелкунчика, советуя называть его Энси́[2]. Щелкунчик сразу нравится Мэри, но Макс ломает его.
Видя разницу детей в отношении к игрушке, Альберт поёт песню о своей теории относительности. После этого он укладывает детей спать и внезапно исчезает. Удивлённая этим, Мэри встаёт из постели и находит Щелкунчика, который ожил и просит поставить его на шкаф. Он падает оттуда, увеличиваясь в размерах, и обретает подвижность.
Щелкунчик просит, чтобы его называли Энси, и отправляется за своими друзьями из кукольного домика. Мэри идёт с ним и обнаруживает, что комната с елью изменилась: всё стало больше, игрушки в домике ожили и знакомятся с Мэри. Энси заявляет, что им нужно победить Крысиного Короля, и с Мэри поднимается на ёлку, где они встречают Снежную Фею, похожую на Луизу. Она рассказывает, что Щелкунчик — не игрушка, а заколдованный Королевой Крыс принц. Энси превращается в мальчика.
Наблюдающие за ними летающие крысы улетают, чтобы донести королю. Энси рассказывает Мэри о том, как его королевство захватили крысы. Крысиный Король боится дневного света, и поэтому фабрика дыма постоянно сжигает детские игрушки, чтобы скрывать солнце. Летающие крысы докладывают о Щелкунчике, и к нему высылают солдат с механическими собаками, которые пилят ель. Мэри предлагает остановить фабрику дыма, и Щелкунчик одобряет это решение. Но ель падает, и Мэри просыпается.
Она пытается рассказать родителям о том, что произошло во сне, но ей никто не верит. Мэри засыпает вновь и возвращается к игрушечному домику, но он уже захвачен Крысиным Королём. Предлагая Максу прокатиться на крысобайке, он уезжает с пленными, и Мэри остаётся одна. Она находит раненого Гилгуда, и вместе они через волшебное зеркало попадают в крысиный город.
В это время Щелкунчик с друзьями бегут из плена. Крысиный Король принародно поёт о своих планах — совершить крысификацию (то есть превратить всех людей в крыс). Он зовёт Макса и просит его ломать игрушки, как тот делал раньше. Но Макс отказывается, и его арестовывают. Игрушки свозят на фабрику, и Мэри прячется среди них.
Она находит Тинкера и Стикса. Пока они отвлекают охрану, Мэри пытается Щелкунчика из печи и признаётся ему в любви. Слеза, падающая на лицо принца, оживляет его, и он возвращается в прежнее состояние. Видя живого принца, рабочие фабрики восстают. Во время сражения людей с крысами принц прячет Мэри в лифте, но её находит Крысиный Король и допрашивает о том, где Щелкунчик. Тот показывается и с механизмов фабрики нейтрализует охрану Короля, но тот сбегает с Мэри на вертолёте.
Гилгуд и Энси, цепляясь за шасси, влезают в него, и из-за завязавшейся на борту драки вертолёт падает. Король и Королева становятся крысами обычных размеров и скрываются в канализации. Люди радуются, и восходит солнце. Появляется Фея и говорит, что Мэри нужно вернуться домой из сна, поскольку родители будут по ней скучать. Мэри просыпается в слезах. Её отец просит, чтобы она рассказала про свой сон.
В дом снова приходит Альберт. Он приводит с собой гостя, как две капли воды похожего на Энси, представляет его как Николаса Чарльза (в русском дубляже фамилия этого персонажа переведена как «Стайлс») и, уходя с родителями, говорит, что понял, что всё не относительно. Николас просит называть его Энси, и они с Мэри радостно катаются на льду.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
"кому сочувствует автор в повести "бедная лиза",