наро́дность ́ры
отношение к народу, проявляющееся в различных аспектах. во-первых, народность – это мера взаимопроникновения и фольклора. заимствует из народных произведений сюжеты, образы и мотивы (напр., сказки а. с. пушкина, использующие материал народных сказок). иногда случается и наоборот – песни на стихи рус. поэтов становятся народными (напр., песня «коробейники», в основе которой отрывок из поэмы н. а. некрасова «кому на руси жить хорошо»). во-вторых, народность – это мера проникновения автора в народное сознание, адекватность изображения им представителей народа. так, напр., народной можно считать тетралогию ф. а. абрамова «пряслины», где изображена жизнь северной деревни в годы великой отечественной войны и после неё. в ненародных с этой точки зрения произведениях простые люди изображаются неестественно, надуманно (такими, напр., были многие «парадные» романы социалистического реализма, изображавшие «лакированную» действительность). в-третьих, термином «народность» иногда обозначается доступность людям, её понятность для неподготовленного читателя. народная в таком случае противопоставлена элитарной, предназначенной для узкого круга. в современной , особенно в постмодернизмепроизведение может выполнять две функции (напр., роман «имя розы» у. эко для рядового читателя – захватывающий детектив, однако этот роман адресован и филологу, т. к. он содержит множество аллюзий и реминисценций из др. произведений). философская концепция народности в искусстве складывается в трудах дж. вико и ж.-ж. руссо, затем и. г. гердера. в нач. 19 в. гердер издал сборник «голоса народов в песнях», куда, наряду с народными песнями, включались и авторские стихотворения. тем самым гердер хотел показать единство и проявление в ней «народного духа». писатели и учёные (а. и ф. шлегель, а. фон арним, к. брентано, я. и в. гримм) изучали народную культуру, собирали, обрабатывали и издавали фольклорные произведения. они создали «мифологическую школу», считая, что основа всего искусства – миф, из которого развивается фольклор. в романтизма одним из главных принципов был интерес к своего народа и его искусству, ориентация на его дух и поэтику. в россии в нач. 19 в. статьи о народности писали о. м. сомов, п. а. вяземский. дискуссия развернулась в 1840-е гг., когда народность оказалась одной из центральных проблем в споре славянофилов и западников. если для славянофилов народность состояла в верности духу фольклора и быта, то западники видели её прежде всего в реалистическом изображении действительности. в 1860-х гг. народность была связана с изображением угнетённого положения народа, его зависимости и подверженности произволу. советская считала народность одним из главных критериев оценки произведения, понимая её как верное изображение народа и доступность народу, однако стремление замалчивать недостатки к обратному – многие произведения изображали народ крайне фальшиво.в бессмертном произведении война и мир толстой поднимает вопрос личности человека, его влиянии на мировую культуру, , не оставляя в тени и личные переживания главного героя. главный герой чичиков - нигилист, не признающий авторитеты родных, отправляется в москву учиться. толстой описывает его страдания, особо концентрируясь на эмоционально-соматической, личностной составляющей лирического героя. но грядет война, переворачивающая жизнь чичикова с ног на голову - скитаясь в глубинах сознания, с грузом пораженных реальностью парадигм он падает в пучину переживаний. переживания настолько сильные, что выливаются через край и он убивает женщину-процентщицу солоху, ему квартиру. это окончательно ломает его внутренний стержень, он попадает на фронт в армию великого полководца роммеля, правой руки суворова и гибнет в морозной деревенке штайлингруд, но так ли важен внешний мороз, когда внутри личности от жара переживаний трескается душа? об этом говорит нам толстой, как бы предостерегая от ошибок.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Составьте вопросы к поэме "руслан и людмила" несложные для 5-ого класса