лицей навсегда остался в памяти пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. к теме дружбы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности жизни, ее ценности. все стихотворение — это гимн дружбе, ее одухотворяющей и поддерживающей силе.
2. 4-я и 5-я строфы — пушкин вспоминает своих друзей-одноклассников: корсакова николая александровича, композитора, умершего 26 сентября 1820 года во флоренции. это была первая потеря для одноклассников:он не пришел, кудрявый наш певец,
с огнем в очах, с гитарой сладкогласной: под миртами италии прекрасной он тихо спит, и дружеский резец не начертал над могилой слов несколько на языкедальше перед нами возникает образ еще одного одноклассника, федора матюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на «братской перекличке»:
сидишь ли ты в кругу своих друзей, чужих небес любовник беспокойный? иль снова ты проходишь тропик знойный и вечный лед полунощных морей? счастливый9-я, 10-я, 11-я строфы — пушкин радуется тому, как « в забытой сей глуши, в обители пустынных вьюг и » его навестили трое одноклассников: пущин, горчаков и дельвиг:
поэта дом опальный, о пущин мой, ты первый посетил; ты усладил изгнанья день печальный, ты в день его лицея , горчаков, счастливец с первых дней, хвала тебе — фортуны блеск холодный не изменил души твоей свободной: все тот же ты для чести и ты пришел, сын лени вдохновенный, о дельвиг мой: твой голос пробудил сердечный жар, так долгокаждому своему другу поэт дает точную и замечательную характеристику, особенно подчеркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.
3.
9-я, 10-я, 11-я строфы — пушкин радуется тому, как « в забытой сей глуши, в обители пустынных вьюг и » его навестили трое одноклассников: пущин, горчаков и дельвиг:
поэта дом опальный, о пущин мой, ты первый посетил; ты усладил изгнанья день печальный, ты в день его лицея , горчаков, счастливец с первых дней, хвала тебе — фортуны блеск холодный не изменил души твоей свободной: все тот же ты для чести и ты пришел, сын лени вдохновенный, о дельвиг мой: твой голос пробудил сердечный жар, так долгокаждому своему другу поэт дает точную и замечательную характеристику, особенно подчеркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.
4.
стихотворение построено на смысловых контрастах, смене настроений, чередовании противоположных образов и интонаций. в нем присутствуют одновременно три времени', день настоящий, который пушкин проживает, находясь в ; дальше следуют воспоминания о лицейских днях, братской дружбе светлого и радостного общего прошлого; в последних строфах появляется взгляд в будущее, старающийся угадать и понять, что ждет самого поэта и его друзей.
так возникает картина круга жизни, ее течения, сочетания в ней разных красок: печали, радости, утрат и обретений, уныния и восторга, и дружеского пира, одиночества и братского круга — одним словом, проявляется во всей полноте одно из замечательных качеств пушкинской поэзии — гармоничность.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Назовите использованные в данной фразе художественные средства выразительности: «первый мой (1) кровавый подвиг должен был свершиться над ним. в ту минуту вы прошли мимо меня, (2) как небесное видение…»