в жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором. какую проблему поставила жизнь перед изольдой? проблема такова: или лишиться задуманного убора или получить его ценою жизни живого существа. так описывает телешов состояние изольды при принятии решения:
изольда испытывает страшные сомнения, сначала отказывается от предложения старика, не спит всю ночь, думает о том, как огорчиться отец, если она согласиться. но в конце концов желание иметь убор пересиливает голос совести, и изольда, как и многие в таком положении, даже находит себе оправдание: «мало – убить одну птицу. хотя и ради прихоти. стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт – немного раньше или немного позднее. зато как хорош будет её свадебный убор! как будет доволен принц сагир. как будет прелестна в этом наряде сама изольда! »
какое душевное состояние было у изольды, когда она поджидала старика?
она уже раскаялась, что поддалась минутному соблазну, она радовалась, что старик не возвращается, а когда он вернулся и она узнала, что цапля убита, руки её, закрывавшие ящик, задрожали.
и вот изольда выходит замуж. король-отец расточает милости, народ славит доброго короля и молодых, король благословляет принц и принцессу «на добро и пользу », а на душе изольды лежит ощущение стыда и горечи. король говорит, что сделанного уже не поправить, и это самое страшное. «раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. король советует дочери творить добро. в этом и состоит назначение человека. в мире и так слишком много страданий.
а причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. ведь назначение человека совсем на такое.
честь и бесчестие, подлость и благородство, храбрость и трусость — со всем этим мы сталкиваемся в повести а. с. пушкина «дубровский» .
владимир дубровский, став свидетелем произвола, решает защитить свою честь и достоинство. может быть, он выбирает не самый правильный путь — путь мести, но его смелость вызывает уважение: владимир не побоялся бросить вызов всесильному троекурову, перед которым трепетала вся округа. пусть он и не вышел победителем, но его мужество, благородство, решительность не могут не вызывать симпатию. поступки же троекурова говорят о его бессердечии и жестокости. он хладнокровно лишает своего ближайшего друга крыши над головой. его не волнует судьба сына а. г. дубровского, который остался без всяких средств к существованию. он унижает всех, кто так или иначе зависит от него. рядом с ним благородный дубровский выглядит еще симпатичнее. попав в дом троекурова, полюбив машу, владимир отказывается мстить тому, кто разрушил его жизнь, только потому, что этот человек — отец маши. дубровский-разбойник, по мнению многих, «отличается каким-то великодушием» , говорили, что он нападал только на «известных богачей» , да и то не отбирал последнее. встретив учителя-француза, дубровский мог бы забрать у него документы без всякого объяснения, но честь не позволила ему поступить так с беззащитным человеком.
владимир предельно честен в отношениях с машей. покидая дом троекурова, он сообщает ей свое настоящее имя, не зная, как маша отнесется к этой новости.
будущий муж маши, князь верейский, богат и знатен. он не выброшен из общества, как владимир дубровский, но порядочным его никак не назовешь. мне не хотелось бы иметь такого друга; получив письмо от маши, он тут же рассказал о нем троекурову, подставив под удар бедную девушку. зная, что маша его не любит, князь все-таки женится на ней, а встретив дубровского по дороге из церкви, стреляет в него. и вновь владимир оказался на высоте. раненый, он не мстит верейскому, а великодушно отпускает его, не желая доставлять огорчений маше.
да, можно быть богатым, знатным, всемогущим, но ни за какие деньги нельзя купить честь, достоинство, широту души и благородство. они человеку от рождения и в любой ситуации ему сохранить в себе человека.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Назовите ученого-энциклопедиста xviii и его произведение , из которого взяты эти строки. (напишите имя, отчество и фамилию этого поэта и название произведения полностью ) науки юношей питают , отраду старым , в счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут. в трудностях утеха и в дальних странствах не помеха. науки пользуют