где-то в далекой галактике существовали две планеты: планета кошек и планета собак. эти две планеты враждовали несколько столетий. на планете кошек жил котенок по имени кыш. он в семье был самым младшим из братьев, которых у него было шестеро. всё время братья его обижали, обзывали и дразнили, но он не обращал на них внимания. у кыша была тайна – он хотел стать героем. а ещё у кыша был друг мышонок пик. он всегда давал кышу дельные советы.
однажды на планету кошек напали собаки. вот они дошли с войной до города кошкинска, где жил кыш. никто из кошек не знал что делать. наш кыш попросил совета у мышонка. пик дал кышу свой заветный сундучок, из которого дул ветер такой силы, что он мог сравниться с торнадо. кыш пробрался ночью к базе собак и открыл сундучок. в один момент всех собак сдуло на их планету.
вот так и сбылась мечта кыша стать героем. после этого случая его стали уважать. так из маленького, никому не нужного котёнка кыш превратился в настоящего героя. а собаки больше не смели нападать на планету кошек.
в экспозиции нового музея на куликовом поле будет представлена копия главной летописи московского государства – лицевого летописного свода xvi века. в ней мы находим самые ранние миниатюры о куликовской битве. о том, как создавали художники иллюстрированную рукопись, расскажут видеоролики.
экспонат и видео будут представлены в разделе экспозиции, посвященном памятникам куликовского цикла – письменным свидетельствам сражения. процесс создания манускрипта - от подготовки листа и заточки перьев, до создания миниатюры в цвете – запечатлен в 5 роликах.
для реконструкции страницы из летописного свода использовали специальную бумагу, схожую с образцами xvi века. инструменты каллиграфа - тоже из средневековья: текст писали с гусиного пера, а для рисунка использовали свинцовый карандаш.
воссоздать труд средневековых художников сотрудникам музея-заповедника профессиональный каллиграф из москвы - вячеслав белоглазов.
в процессе этой работы мы узнали интересные факты. вот некоторые из них.
первая позиция стандартный лист рукописи летописного свода размером 22х37 сантиметров – немного меньше современного формата а3. на нем - 6-10 строчек текста и миниатюра, его иллюстрирующая. до наших дней сохранилось 10 томов свода, по 1000 листов в каждом. это порядка 17 000 миниатюр. в ходе эксперимента с вячеславом белоглазовым выяснилось, что в среднем на лист свода у художника уходило около двух дней. соответственно, чтобы создать такой объем, один человек потратил бы на это более 93 лет.
вторая позиция бумагу для создания рукописей изготавливали на фабриках западной европы, в нашем государстве ее делать не умели.
третья позиция для работы использовались гусиные перья, но не все подряд, а только с крыльев птицы, да еще с самым толстым стержнем. таких перьев у гуся всего по 3 - 5 штук на каждом крыле. хватало такого пера на 3-4 листа рукописи. вот и считайте: 10 000 листов в летописном своде, исписанных и с нанесенными изображениями с двух сторон. сколько перьев ушло на создание рукописи? у нас получилось порядка 1000 крыльев (как записали бы в средневековой «смете»).
четвертая позиция основу для чернил средневековые художники делали из ржавых гвоздей и «чернильных орешков» – это круглые наросты на листьях дуба. все это заливали квасом или кислыми щами, и настаивали 3-4 дня в теплом месте.
пятая позиция краски для письма использовали 4 цветов – красный, зеленый, синий и охристый, все остальные оттенки получали путем смешивания. синяя краска – всегда была самой дорогой, и в средневековых рукописях встречается редко. но поскольку лицевой летописный свод делали по заказу царя, синюю краску использовали в обилии.
шестая позиция над созданием свода работали несколько специалистов. одни рисовали миниатюры, другие их раскрашивали, а третьи писали тексты. над ними был главный – редактор – он выделял из ранних летописей фрагменты, которые нужно было занести в свод. у есть версия, что в этой работе принимал участие и сам царь иван грозный.
седьмая позиция иван васильевич пытался представить московского царства как часть всеобщей . соответственно, на первых страницах свода мы встречаем библейские сюжеты, далее - события античной и, наконец, государства. работа так и не была закончена, в фондах государственного музея сохранились листы с нераскрашенными миниатюрами.
восьмая позиция описание куликовской битвы в своде занимает приличный объем – 192 миниатюры, это примерно 10 часть тома (а всего их, как помните, десять). возможно, иван грозный видел себя продолжателем великого дела князя дмитрия донского. в описании событий 1380 года прослеживается много параллелей с сюжетом о взятии казани.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Надо : какой недуг овладел онегиным после нескольких бурных лет жизни в свете?