один из главных героев повести «невский проспект» — пискарев. живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия петербурга. крушение мечты приводит его к трагическому исходу.
рядом с героем-романтиком в повести действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности — поручик пирогов. ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что пирогов отнюдь не единичен. недаром двойника пирогова краешком глаза видит в притоне пискарев: «сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».
в «невском проспекте» нарисована довольно широкая картина петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. но многосторонний не значит полный. если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. явно не хватает изображения жизни «верхов». и восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.
в сновидении пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском и превращение женщины сомнительного поведения в царицу . если изъять сцену из повести, опустив заключительную фразу: «он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.
гоголь не заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников : «они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно , такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. описаниемногократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике: во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.
писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна пискарева. поэтому он невольно обнажил условность описания.
содержанием сновидения пискарева является . у писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. но он бегло говорит о множестве снов пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену в высшем свете. были важным структурным элементом дворянского быта. писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.
если вам понравилась статья — характеристика пирогова и пискарёва, предлагаю вам ознакомиться с другими характеристиками героев.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как составить описание по рассказу бианки " приключения муравьишки"
тема данного произведения – муравей неожиданно для себя оказался далеко от дома, и ему нужно было успеть домой до захода солнца. автор своим произведением затрагивает несколько проблем: во-первых – не отчаиваться, оказавшись в, казалось бы, безвыходной ситуации, во-вторых – всегда искать выход, принимать нестандартные решения, как это сделал муравей, чтобы добраться домой до захода солнца. я думаю, что идея этого произведения заключается в том, что не стоит опускать руки, даже тогда, когда, кажется, что нет выхода из создавшейся ситуации. по моему мнению этот рассказ имеет драматический пафос, так как герой произведения противостоит обстоятельствам. в этом рассказе внешний конфликт. конфликт заключается в том, что в рассказе происходит столкновение создавшихся обстоятельств с личной необходимостью главного персонажа: муравей, волей случая оказался далеко от дома с отшибленными ногами и ему необходимо успеть домой до захода солнца. сюжет произведения развивается последовательно и четко соотносится с композиционной структурой произведения. экспозиция рассказа заключается в том, что муравей залез на березу, долез до вершины, хотел отдохнуть и сел на листок, который оказался желтым и сухим. завязкой рассказа является то, что ветер дунул и унес листок с муравьем далеко от дома, упал на камень, муравей-то ноги и отшиб. далее следует самая большая часть – развитие действия, которая включает путешествие муравьишки обратно домой, встречи с различными животными, которые нашему герою добраться до муравейника. на мой взгляд, кульминацией является тот момент, когда муравьишка уже добравшись до родной березы, не мог спуститься в муравейник самостоятельно. тогда ему на глаза попадается гусеница-листовертка, которая не соглашается выполнить его просьбу – спуститься в муравейник. тогда он набрасывается на гусеницу, и они летят вниз на нитке, нитка распутывается, и спускает муравья домой. развязка наступает тогда, когда муравей с последним солнечным лучом попадает в оставшийся открытым вход в муравейнике.
определить предметную изобразительность нам пейзаж, который описывает автор. автор описывает, как листок летел через лес, через реку, через деревню, что нам понять, насколько далеко муравьишка улетел от дома. экспозиционного портрета персонажа автор не дает, но в процессе повествования можно понять, что характер у муравья целеустремленный, смелый. это видно потому как муравей преодолевает сложности, которые встречаются на его пути домой. он ищет выход из всех ситуаций. основная форма характеристики персонажа в данном рассказе – это речь персонажей (т.е. диалог между муравьем и другими персонажами, встречающимися на его пути). речь в диалогах выразительная, понять отношение автора к главному герою. автор сочувствует ему, хочет, что бы он успел добраться до дома. действие в рассказе происходит в течение одного деня, поэтому художественное время в рассказе сжатое, так как муравей днем улетел далеко от дома, а вечером он уже попал домой. художественное пространство объемное, т.к. включает в себя описание и леса, и поля, и реки, и родной березы.
автор показывает, что в жизни можно найти выход из любой сложной жизненной ситуации и найдутся хорошие люди, которые в этом.