Туберкулёз – широко известное инфекционное заболевание. иногда, читая произведения великих писателей, мы не замечаем, что и они задевали проблемы заболевания туберкулёзом. на эту — ранее неизлечимую — болезнь в разное время смотрели по-разному. писатели xix века считали туберкулез «благородной» болезнью и именно им «заражали» персонажей, чтобы подчеркнуть трагичность их судьбы. длительное время полагали, что туберкулез развивается у людей, опечаленных личными драмами. например: достоевский в своём романе «идиот» уделял внимание больным туберкулёзом в лице больного ипполита, который рассуждал о своей скорой смерти; лев толстой в «анне карениной». также этой болезни уделял внимание в. короленко (повесть «дети подземелья») и другие авторы. скорее всего чахотка была и у веры из романа м. лермонтова «герой нашего времени». описание ее внешности дано из уст доктора вернера: «какая-то из новоприезжих, родственница княгини по мужу, хорошенькая, но , кажется, среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью». от туберкулёза умирают герои романов («шагреневая кожа»), ремарка («три товарища», «жизнь взаймы»). в последнем произведении один из персонажей, старик рихтер, тяжелой формой туберкулеза, проводит много лет в санатории. «казалось, у старика нет туловища, так ровно лежало на нем одеяло. лицо у него было изнуренное, но глаза, глубоко запавшие, не потеряли еще своей яркой синевы. под кожей, напоминавшей смятую папиросную бумагу, набухли кровеносные сосуды». надо сказать, что лечению, а точнее — образу жизни больных туберкулезом в санаториях посвящено также немало произведений мировой . например, действие романа т. манна «волшебная гора» происходит в стенах туберкулёзного санатория. с этим произведением перекликается малоизвестный роман к. федина «санаторий «арктур». в его основу легли факты периода лечения самого писателя в швейцарии. психологически точно описываются состояние и поведение больных с туберкулезом, у которых часть жизни связана с лечением в санаториях, в рассказе с. моэма «санаторий», романе э. ремарка «жизнь взаймы», романе д. кьюсак «скажи смерти «нет! ». личные переживания авторов, которые были больны сами или у них болели близкие, в изображении правдивых характеров. именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих творениях эту болезнь и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом. например, л. толстой создавал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев дмитрия и спустя несколько лет николая. великий писатель видел тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях. на 31-м году жизни от этой болезни умер брат а. чехова николай. туберкулез прервал и жизненный путь антона павловича в возрасте 44 лет. недоедание и голод в значительной степени способствуют распространению туберкулеза. и в рассказе «устрицы» антон павлович дает великолепное описание «странной болезни», как он определяет голод, болезни, которой нет в учебниках, самой распространенной в то время, от которой и сегодня еще не застрахована половина населения земного шара. от того, что симптомы голода через восприятие восьмилетнего ребенка, они излагаются чрезвычайно просто. но именно это берет читателя за живое: «…боли нет никакой, но ноги мои подгибаются, слова останавливаются поперек горла, голова бессильно склоняется набок… по-видимому, я сейчас должен упасть и потерять сознание». если взглянуть шире, то мы вполне можем наблюдать связь между создания книги, её развития в творчестве и воплощения в образе спасителя от какой-либо беды, в данном случае, от стереотипов о болезни.
PoleshchukTatyana
07.01.2021
Всказке "о мёртвой царевне и семи богатырях" пушкин описывает внешний вид царицы как молодой, высокой, стройной женщины, белолицей и румяной. однако, внешняя красота царицы скрывала её достаточно непростой характер, поскольку она была гордой, своенравной и ревнивой. имея такой характер, она не смогла простить даже своему зеркальцу то, что оно отметило расцветающую красоту молодой царевны. недопустимость видеть в царевне красоту, превосходящую её собственную, побудила царицу отправить в лес служанку, которая должна была оставить в глуши молодую красавицу на съедение зверям. когда же зеркальце сообщило царице, что жива царевна, превосходящая её красотой, царица решилась отправить к ней служанку с отравленным ядом яблоком. в итоге сказки, когда любовь королевича елисея оживила умершую невесту и она во всей красе предстала перед царицей, её охватила смертная тоска, от которой гордая царица и умерла.