повествование идет от первого лица. деревенского мальчика, на отлично окончившего младшую школу, мать отсылает учиться дальше, в районный центр. жить его она устроила к знакомой - тете наде, которая сама воспитывала троих детей. в семье мальчика отца тоже не было, с деньгами было совсем плохо, и мальчик ежедневно недоедал. однако это не мешало ему хорошо учиться, единственным предметом, которой вызывал у него трудности, был французский язык. слова и речевые обороты он запоминал отлично, а вот с произношением была настоящая беда. молоденькая преподавательница, лидия михайловна, его постоянно поправляла, но ощутимых достижений пока не произошло.
постоянная нужда в деньгах заставила мальчика прийти на задний двор школы, где мальчишки повзрослее играли на деньги в игру "чика". мальчик быстро освоил эту нехитрую забаву и начал выигрывать, тратя все деньги себе на пропитание. его умеренность в игре и везение спровоцировали драку, мальчика сильно избили и на следующее утро в школу он пришел с яркими отметинами на лице. лидия михайловна все узнала и поинтересовалась, куда же он тратит свой выигрыш. так она узнала о плачевном состоянии его семьи и решила дополнительно оттачивать его французское произношение. однажды ему пришла посылка, где были макароны и сахар. мальчик сразу догадался, что такую роскошь, как макароны, матери в деревне было просто негде достать. он отнес посылку лидии михайловне и строго запретил делать что-либо подобное в будущем.
после этого случая учительница решила, что заниматься в школе им неудобно, учить французский она начали у нее на квартире. для мальчика даже занятия в школе были мучением, а уж в учительской чистенькой квартире и вовсе превратились в пытку. лидия михайловна постоянно приглашала его ужинать, но он стеснялся и убегал. играть на деньги он пробовал, но был еще пару раз жестоко избит и прекратил навсегда. однажды лидия михайловна предложила мальчику поиграть с ней на деньги. только играть она умела не в "чику", а в "пристенок". мальчик согласился и у него снова появились деньги, чтобы покупать себе продукты.
играя в очередной раз, он увидел, что учительница ему поддается. они начали громко спорить, и на их крики пришел директор школы, живший по соседству. лидия михайловна призналась, что играла со школьником на деньги. ее уволили и она уехала в родное село, на кубань. оттуда она прислал мальчику посылку, где было много макаронных изделий и три огромных красных яблока. раньше мальчик видел яблоки лишь на картинках.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Дайте пять фантастических цитат из поэмы мороз красный нос
криницын а.б.
< >
чертоги пышные построю
из бирюзы и янтаря;
я опущусь на дно морское,
я полечу за облака,
я тебе все, все земное -
люби [159-161]
«мороз»:
пойду на моря-окияны –
построю дворцы изо льда.
< >
богат я, казны не считаю,
а всё не скудеет добро;
я царство мое убираю
в алмазы, жемчуг, серебро.
войди в мое царство со мною
и будь ты царицею в (104)
a. и. груздев a. и. ранее проводил подобное сравнение только для того, чтобы тут же однозначно его отвергнуть («призывы и обещания мороза не могут сравниться с призывами и обещаниями, например, лермонтовского демона. < > мороз напоминает не демона — воплощение высших сил, а скорее — мелкого беса»[xvii]). между тем данная аналогия сопровождается параллелизмом целого ряда других мотивов двух поэм, что свидетельствует об сознательности их сопоставления. в частности, демона, как и мороза, характеризует экзистенциальный холод: «лишь только божие проклятье исполнилось, с того же дня природы жаркие объятья навек остыли для меня» [155]. при появлении его перед тамарой в финале «веяло могильным хладом от неподвижного лица» [165].
оба духа любят завлекать людей в западню:
«демон»:
и скрылся я в ущельях гор;
и стал бродить, как метеор,
во мраке полночи
и мчался путник одинокой,
обманут близким огоньком,
и в бездну падая с конем,
напрасно звал я и след кровавый
за ним вился по
но злобы мрачные забавы
недолго нравилися мне! [156
«мороз»:
на горе недоброму вору,
на страх седоку и коню,
люблю я в вечернюю пору
затеять в лесу трескотню.
бабенки, пеняя на леших,
домой удирают скорей.
а пьяных, и конных, и пеших
дурачить еще веселей. (104)
хотя демон и не является, подобно морозу, олицетворением природных сил, однако, обольщая тамару, он предстает перед ней прежде всего как повелитель природы («похожий на вечер ясный», он обещает приходить вместе с наступлением тьмы, с шелестом увядшей травы, порханием птицы, благоуханием ночного цветка и восходом золотого месяца). и, даже увлекая ее за собой в пустыни эфира, демон обещает ей весь живой природный мир как дар своей любви:
и для тебя с звезды восточной
сорву венец я золотой;
возьму с цветов росы полночной;
его усыплю той росой;
лучом румяного заката
твой стан, как лентой, обовью,
дыханьем чистым аромата
окрестный воздух напою. [160]
презирая природу как божье творенье, демон ощущает себя в то же время ее частью, только отчужденной: светила небесные он, «вольный сын эфира», называет своими «прежними собратьями».
в свою очередь, в среди природных образов в «мкн» выделяется мотив утренней звезды, то есть денницы, падшего ангела:
к утру звезда золотая
с божьих небес
вдруг сорвалась - и упала,
дунул господь на нее,
дрогнуло сердце мое:
думала я, вспоминала -
что было в мыслях тогда,
как покатилась звезда? (100)
«демон»
в последний раз она плясала.
увы! заутра ожидала
ее, наследницу гудала.
свободы резвую дитя,
судьба печальная рабыни,
отчизна, чуждая поныне,
и незнакомая семья.
и часто тайное сомненье
темнило светлые черты… [140
«мкн»
такого сердечного смеха,
и песни, и пляски такой
за деньги не купишь… (81)
< > три тяжкие доли имела судьба,
и первая доля: с рабом повенчаться,
вторая - быть матерью сына раба,
а третья - до гроба рабу покоряться,
< > случайная жертва судьбы!
ты глухо, незримо страдала,
ты свету кровавой борьбы
и жалоб своих не вверяла…(79)
«демон»
перед божественной иконой
она в безумье упадет
и плачет; и в ночном молчанье
ее тяжелое рыданье
тревожит путника вниманье;
и мыслит он: "то горный дух
прикованный в пещере стонет! " [150
«мкн»
деревья, и солнце, и тени,
и мертвый, могильный
но - чу! заунывные пени,
глухой, сокрушительный вой!
осилило дарьюшку горе,
и лес безучастно внимал,
как стоны лились на просторе
белей и чище покрывала
был томный цвет ее чела.
навек опущены
но кто б, о небо! не сказал,
что взор под ними лишь дремал
и, чудный, только ожидал
иль поцелуя, иль денницы?
< >
улыбка странная застыла,
мелькнувши по ее устам.
о многом грустном говорила
она внимательным глазам… [162-163]
спит - молодая, спокойная,
знает, что будет в раю.
поцеловала и я, недостойная,
белую ручку твою!
в личико долго глядела я:
всех ты моложе, нарядней, милей,
ты меж сестер словно горлинка белая
промежду сизых, простых голубей.
в ручках чернеются четки,
писаный венчик на лбу.
черный покров на гробу -
этак-то ангелы кротки! (101)