у главного героя повести, тараса бульбы, было двое сыновей – остап и андрий. обоих старый полковник любил одинаково сильно, заботился и переживал за них. однако после определённых событий его отношение к детям меняется. главной причиной такого развития сюжета было то, что характеры у сыновей были разные. в тексте повести «тарас бульба» характеристики остапа и андрия даны достаточно объёмно. читатель может узнать не только о жизни на сечи, но и ненадолго окунуться в прошлое этих героев. эти два героя, с одной стороны, невероятно отличаются друг от друга, а с другой – похожи. именно поэтому интересной представляется сопоставление, сравнение остапа и андрия.
автор знакомит нас с братьями, когда те приехали к отцу и матери после завершения обучения в киевской семинарии. на них нелепый наряд, что и подмечает отец. старшего, остапа, оскорбили такие слова, поэтому он хочет разрешить спор кулаками. тарас бульба охотно становится участником мелкой потасовки: он желает проверить, действительно ли сын не остановится ни перед чем, чтобы защитить собственную точку зрения. остап оправдывает ожидания отца, после чего «бой» завершается семейными объятиями. андрий никак не проявляет себя в этой сцене. «а ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?
» – спрашивает его тарас. но в диалог вмешивается жена бульбы, и разговор переходит в другое русло.в беседе за столом речь заходит о времени в семинарии, а именно о наказаниях розгами. остап не хочет говорить об этом, андрий же полон решительности нанести ответный удар, если подобная ситуация повторится. в этих двух небольших эпизодах прослеживается важная вещь: остап рассудительнее и спокойнее андрия, младший сын, напротив, жаждет подвигов.
обучение в семинариипо пути в запорожскую сечь рассказывается о времени, когда остап и андрий были учениками в киевской семинарии. старший сын не отличался поначалу особым усердием. он сбегал четыре раза, сбежал бы и пятый, но вот тарас припугнул сына тем, что за следующий побег отправит его в монастырь. слова бульбы сильно подействовали на остапа. через некоторое время своему упорству и силе воли он стал в один ряд с отличниками. можно подумать: что тут такого – прочитал учебник и сделал пару . но в те времена обучение сильно отличалось от современной учёбы. гоголь говорит, что полученные знания нигде невозможно было применить, а схоластические методы обучения оставляли желать лучшего.
остап любил участвовать в заварушках и различных шутках. его часто наказывали, но он никогда не выдавал своих «подельников». остап был хорошим товарищем. стойкость и жёсткость в юноше были воспитаны наказаниям в виде ударов розгами. позже именно эти качества сделали остапа славным козаком. остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».андрию учёба давалась легче. можно сказать, что особых усилий он не прикладывал, хотя учился охотно. так же, как и остап, андрий любил всякого рода авантюры, вот только наказания ему удавалось избежать своей изобретательности. всякого рода подвиги были и в мечтах андрия, но всё же большую часть мечтаний занимало чувство любви. андрий рано открыл в себе потребность любить. юноша старательно скрывал это от своих товарищей, «потому что в тот век стыдно думать козаку о женщине и любви» до того, как он отведает битвы.
любовные переживанияандрий влюбляется в красавицу-панну, с которой случайно встречается на улице. линия отношений между козаком и полячкой – единственная любовная линия в произведении. андрий показывается не столько козаком, сколько рыцарем. андрий хочет бросить всё к ногам девушки, отдать самого себя, сделать то, как она велит.смерть обоих героев показана через призму восприятия бульбы. он убивает андрия, но не хоронит его по козацким обычаям: «похоронят и без нас… будут у него плакальщицы». за казнь остапа бульба мстит сожжённым и войной.
из характеристик остапа и андрия видно, что эти персонажи отличаются между собой, однако тут нельзя говорить о том, что один был лучше, а другой хуже. у них обоих были ценности, которые козаки готовы были защищать. переход андрия на сторону поляков совсем не говорит о его слабости, а то, что остап не пытался бежать из плена – о его безынициативности.
проведенному анализу характеристик остапа и андрия из повести «тарас бульба» понятно, что эти молодые люди были достойными сыновьями своего отца. это сравнение пригодится ученикам 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «сравнительная характеристика остапа и андрия из повести гоголя «тарас бульба»»стихотворение «еще весны душистой нега…» было написано в 1854 году уже известным поэтом, признанным мастером пейзажной лирики. автор рисует картину только весны, скорее, ее предощущения:
еще весны душистой нега
к нам не успела низойти,
еще овраги полны снега,
еще зарей гремит телега
на замороженном пути.
стихотворение невелико по объему — в нем всего три пятистрочные строфы. две из них композиционно продолжают друг друга, подчеркивая зимние приметы окружающего пейзажа. солнце греет «едва лишь в полдень», еще прозрачны и голы деревья, «и соловей еще не смеет занять в смородинном кусте» — не пришло еще его время. но третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим, и в ней-то и есть главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:
но возрожденья весть живая
уж есть в пролетных журавлях,
и, их глазами провожая,
стоит красавица степная
с румянцем сизым на щеках.
ощущение возрождения природы витает в воздухе, оно передается человеку и проецируется автором непосредственно на человека — степную красавицу, по себе чувствующую холод, но мечтательно весну, как ожидает ее и вся природа. эта зарисовка живой картины передает один неуловимый миг, с используемых автором художественных средств создавая яркое эмоциональное впечатление. этой цели, как всегда у автора, служат эпитеты («душистая весна», «замороженный путь», «пролетные журавли»). большую роль в данном случае играет синтаксический параллелизм, подчиненный, как уже было сказано, композиционному замыслу настроения произведения.
в первых двух строфах это повторы, как отдельных слов («еще»), так и выбранной автором синтаксической модели. третья строфа, как антитеза, начинается с союза «но» и является выразительным средством передачи авторской идеи, подчиненным общей цели. создание напряженно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости, трепетной новизны ощущения — вот черты, отличающие пейзажную лирику фета и ему право называться тонким художником природы, вдохновенным мастером поэтического творчества.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Составить план по 1 главе . рассказу "кладовая солнца"