Выезд ильи муромца в киев. ii. битва под черниговом с «силушкой великой».осада города черной вражеской силой.победа над врагами.отказ от воеводства и продолжение опасного пути.встреча с соловьем разбойником на прямоезжей до рожке.свист и крик соловья.илья муромец побеждает соловья. приезд в киев.илья муромец в княжеских палатах.князь владимир обвиняет богатыря во лжи.ответ ильи муромца.соловей пугает князя.расправа с разбойником.разобраться в содержании былины и получить представление о ее художественных особенностях учащиеся смогут только под руководством учителя в процессе ее комментирования и анализа. необходимо сразу же разъяснить учащимся, что никакой «волшебной силы» у ильи нет. зато он действительно богатырь, и конь у него богатырский. богатырь может сделать то, что обыкновенному человеку не по плечу.первый подвиг ильи — битва под черниговом. какую картину мы представляем себе, когда читаем описание вражеской силы под городом черниговом? находим в тексте описание вражьей силы под черниговом. учитель пятиклассникам заметить звуковые повторы и разъясняет их роль: чернигов (2 раза), черным-черно (2 раза), как черна ворона. врагов много, они, как стаи черных птиц, окружили город. но дети должны узнать, что слово «черный» в языке имеет много значений. особенно интересны переносные значения этого прилагательного: «мрачный; безотрадный, печальный» (черный день, черные думы); «преступный, злой» (черная измена, черная ). в былинном описании врагов как бы объединились и прямое и переносное значение слова, и от этого усилилась выразительность описания: мы не только видим огромное скопление вражеских полчищ, но и ощущаем их злую силу, грозящую гибелью, печалью.впечатление усиливается и следующими строками — обычным для былины «общим местом» для изображения опасности, великого множества и кажущейся непобедимости врагов: так пехотою никто тут не похаживат,на добром коне никто тут не проезживат,птица черный ворон не пролетыват,серый зверь да не как можно было бы передать на картине это настроение? пятиклассники отвечают: «красками. картина должна быть мрачная: на небе черные тучи, солнце спряталось, летают черные »; «и враги тоже как черная туча или как черная змея обвились вокруг города»; «а когда прискакал илья муромец, тучи расходятся, появляется солнце.; он .всех врагов разбил и потоптал конем — это другая картина, радостная»; «тут надо нарисовать, как открылись ворота и выходят черниговцы илью, выносят ему хлеб-соль, кланяются, просят остаться с ними». итак, великое богатырство ильи муромца раскрывается в том, что «побил он эту силу всю великую».мужественное решение принять бой с соловьем говорит нам о том, что действиями ильи муромца руководит забота о спокойствии и безопасности родной земли.в связи с рассматриваемым эпизодом необходимо обратить внимание школьников на изображение соловья разбойника. в странном полусказочном существе фольклористика находит черты глубокой древности — мифологического периода народного эпоса (iv—ix веков). но для учащихся v класса соловей — знакомое по сказкам фантастическое чудовище, и нет необходимости разрушать конкретность и непосредственность детского восприятия. с учителя пятиклассники придут к выводу, что описание врагов в былине похоже на то, как они изображаются в сказке (см. хрестоматию «родная » для iv класса). некоторые детали даже полностью. так, бой ивана — крестьянского сына с многоглавыми чудищами происходит на калиновом мосту, перекинутом через речку смородину; «славная реченька смородина» протекает и неподалеку от дуба, где сидит соловей разбойник. но в сказке о врагах ивана — крестьянского сына рассказано подробно, причем открыто подчеркивается их способность к волшебству: « иван —крестьянский сын, срубил чудищу девять голов. чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил —головы опять » в былине же изображения внешнего облика соловья совсем нет, представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его свиста и крика. несмотря на губительную силу посвиста и покрика, соловей не волшебник, не чародей.но от этого не ослабляется значение подвига ильи, наоборот, его подвиг приобретает характер былинной достоверности и подлинности. смысл его в том, что богатырь уничтожил преграду между стольным городом и северо-восточной руси, покончил с чудовищным разбойником, погубившим множество «людишек». на дом задаем перечитать последнюю часть былины («илья муромец в киеве») и выполнить : проследить по тексту, как меняется отношение князя владимира к илье муромцу во время их беседы. в чем это выражается и чем вызвано?
elena
23.09.2020
Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. небольшой гарнизон принял неравный бой. крепость пала. емельян пугачев учиняет свой "императорский" суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев "капитанской дочки" — гринева и швабрина. гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. после карточного проигрыша зурину гринев испытывает стыд. последовавшая вскоре встреча с вожатым показывает, что петруша — хороший человек. несмотря на увещевание савельича, гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. служба в белогорской крепости оказалась необременительной, петруша влюбляется в дочь коменданта машу миронову. влюбленность делает гринева поэтом. своими стихотворными пробами петруша делится с алексеем швабриным — молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. оказывается, шваб-рин тоже был влюблен в машу, но получил отказ. швабрин пытается очернить девушку в глазах гринева, и тот вызывает его на дуэль. петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. но даже и после этого швабрин продолжает завидовать гриневу, ведь маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. однако вскоре швабрин получает возможность отомстить. пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую машу миронову. таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. положение швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. гринев, которого пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. этот психологический бой гринев выигрывает, спасая себя и машу. два офицера российской армии — петр гринев и алексей швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. гринев и швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений. именно такими их изображает автор повести "капитанская дочка".