в эпиграф я вынес слова а. блока, которыми он когда-то приглашал смелых людей на вселенский поэтический пир. сегодня они бы прозвучали слишком напыщенно и театрально. современная поэзия избегает громких слов и тем более таких ответственных обещаний. поэзия наших дней по накалу явно уступает прозе. отечественная поэзия как бы самоустранилась от выполнения своих извечных обязанностей философа и учителя. процесс этот начался еще во второй половине семидесятых годов. во всяком случае, так считают многие ведущие наши критики поэзии. например, известный критик поэзии ал. михайлов склонен назвать этот процесс нормальным. критик а. и. павловский в соответствующем разделе двухтомной “ советской поэзии” говорит “о промежуточности” этапа. критик с. категоричен: “поколения не получилось, и нового пушкина”.
служил на кавказе офицером один барин. звали его жилин. пришло раз ему письмо из дома. пишет ему старуха мать: «стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. а я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».
жилин и раздумался: «и в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. поехать; а если невеста хороша — и жениться можно». пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
на кавказе тогда война была. по дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. чуть кто из отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. и было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. дело было летом. собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге.
жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. ехать было 25 верст. обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — . солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сделать выписать слова словосочетания раскрыв художественный образ мир пустыни и найти библейские образы. три пальмы (восточное сказание) в песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. родник между ними из почвы бесплодной, журча, пробивался волною холодной, хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков. и многие годы неслышно но странник усталый из чуждой земли пылающей грудью ко влаге студеной еще не склонялся под кущей зеленой, и стали уж сохнуть от знойных лучей роскошные листья и звучный ручей. и стали три пальмы на бога роптать: "на то ль мы родились, чтоб здесь увядать? без пользы в пустыне росли и цвели мы, колеблемы вихрем и зноем палимы, ничей благосклонный не радуя не прав твой, о небо, святой приговор! " и только замолкли - в дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонком раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки, и шел, колыхаясь, как в море челнок, верблюд за верблюдом, взрывая песок. мотаясь, висели меж твердых горбов узорные полы походных шатров; их смуглые ручки порой подымали, и черные очи оттуда и, стан худощавый к луке наклоня, араб горячил вороного коня. и конь на дыбы подымался порой, и прыгал, как барс, пораженный стрелой; и белой одежды красивые складки по плечам фариса вились в беспорядке; и с криком и свистом несясь по песку, бросал и ловил он копье на скаку. вот к пальмам подходит, шумя, караван: в тени их веселый раскинулся стан. кувшины звуча налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, пальмы нежданных гостей, и щедро их поит студеный ручей. но только что сумрак на землю упал, по корням топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий! одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их потом, и медленно жгли до утра их огнем. когда же на запад умчался туман, урочный свой путь совершал караван; и следом печальный на почве бесплодной виднелся лишь пепел седой и холодный; и солнце остатки сухие дожгло, а ветром их в степи потом разнесло. и ныне все дико и пусто кругом - не шепчутся листья с гремучим ключом: напрасно пророка о тени он просит - его лишь песок раскаленный заносит да коршун хохлатый, степной нелюдим, добычу терзает и щиплет над ним.
Оазис символизирует собой рай, место богообщения, духовную пустынь.
Слова «аравийская земля» наводят на мысль об Эдемском саде, который по преданию находился на месте Аравийской пустыни.
Использование метафоры «песок крутился столбом»,
эпитета «нестройные звуки звонков»,
выражений «пестрели ковры», «взрывая песок», «мотались походные шатры» - признак непостоянства, «подымался на дыбы», «вились в беспорядке», «крик и свист», «бросал и ловил» показывают хаос, беспорядок и разрушение.
В христианской символике под образами мавров, арабов понимаются нечистые духи. Как только пальмы возроптали на Бога, сразу же явилась нечистая сила: «...И только замолкли - в дали голубой столбом уж крутился песок золотой...».Караван, «шумя» подошел к пальмам и остановился. Фразы: «Кувшины, звуча налилися водою» и «... щедро их поит студеный ручей» показывают завладение нечистой силой человеческой души, полный разрыв ее с Богом. Подтверждением этому служит гибель души «от топора» мавров.
Не менее важно и направление пути каравана за следующей жертвой - на Запад, т.е. в сторону противоположную Востоку. А в христианской символике Восток - место, связанное с пребыванием Бога.