Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.
Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.
Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»
Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.
Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно».
Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.
Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.
Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.
Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» широко использует прием психологизма. Он не только раскрыть характеры персонажей, но и раскрыть основные идеи всего произведения.
Главным принципом повествования является принцип «диалектики души». Все любимые персонажи Л.Н. Толстого являются динамически развивающимися личностями. В начале повествования они находятся в дисбалансе с самим собой. В ходе повествования персонажи пытаются найти свое место в жизни и свое предназначение. Они ищут собственную истину, которая для каждого героя романа-эпопее своя. Жизнь персонажей – это постоянное изменение и развитие. Их состояния и эмоции нестабильны, постоянно сменяют друг друга.
Чтобы передать духовные искания центральных персонажей, Л.Н. Толстой раскрывает их внутренний мир. Переживания и чувства героев демонстрируют то, что они являются неоднозначными личностями с собственным мировоззрением. Взгляды героев на жизнь и их настроение в определенные эпизоды жизни передаются с авторского обращения к внутреннему миру персонажей.
Например,Андрей Болконский, который едет в Отрадное, видит старый дуб, который вызывает у героя чувства разочарования и безысходности. Князь Андрей не видит смысла своей жизни и не видит своего будущего. Однако когда князь Андрей возвращается из имения, он смотрит на это дерево по-другому. Герой понимает, что жизнь не кончена, что счастье еще впереди. Такое двоякое отношение к одному и тому же дубу раскрывает внутренние переживания Андрея Болконского.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие картины природы вызывают восхищение фета?