цикл и. с. тургенева «записки охотника» посвящен описанию жизни простого народа, которое происходит от лица автора — заядлого охотника, дворянина по происхождению. этот цикл включает в себя несколько десятков небольших по объему рассказов, но мы познакомились только с несколькими из них. больше всего мне понравился рассказ «бирюк», главным героем которого является лесник фома кузьмич, по прозвищу бирюк. мне кажется, что именно в нем автору удалось воплотить все черты истинного характера, бирюк — воплощение « духа».
с каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: «он был высокого роста, плечист и сложен на славу. из-под мокрой замашкой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы». у бирюка было «мужественное лицо» и «небольшие карие глаза», которые «смело глядели из-под сросшихся широких бровей».
автора поражает убогость избы лесника, которая состояла «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без », все здесь говорит о нищенском существовании — и «изорванный тулуп на стене», и «груда тряпок в углу; два больших горшка, которые стояли возле ». тургенев сам подводит итог описания: «я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».
все окрестные мужики боялись бирюка как огня, говорили, что он «силен и ловок как », «вязанки хворосту не даст утащить» из леса, «в какую бы ни было нагрянет, как снег на голову» и не жди пощады. бирюк — «мастер своего дела», которого ничем не возьмешь, «ни вином, ни деньгами». бирюк беден и несчастлив, его жена «с прохожим мещанином сбежала» и оставила его одного с двумя детьми.
тургенев удивительно точно сумел передать особенности национального характера в сцене с мужиком-вором, который спилил дерево в лесу. бирюк отпустил бедняка, потому что , он знает, что не из корысти, не ради наживы он пошел на это деяние, а от безысходности. это ключевая сцена в рассказе. описывая подневольный народ, обездоленный и угнетенный, тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условиях он смог сохранить свое сердце, свою живую душу, способность сопереживать и откликаться всем существом своим на добро и ласку. все это, по мнению автора, от заложенной в народе природной духовности, от стремления к истине, добру и красоте, которое проявляется у него и в условиях привычной и тяжелой жизни, зачастую невыносимо тяжкой и унизительной. даже эта жизнь не убивает в людях человечность — вот что является самым главным.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Нужно сочинение ! на тему" жизнь в уездном городе до приезда ревизора" н. в. гоголь
город n из комедии николая васильевича гоголя "ревизор" не случайно не назван, а просто обозначен буквой. "n" означает, что практически любой уездный город город россии гоголевских времен мог стать местом действия похожей комедии.
в городе ждут приезда ревизора. собственно, с известия о его скором приезде и начинается комедия.
о состоянии дел в городе мы узнаем из реплик разных персонажей. из них становится понятно, что в городе n творится беспорядок. город грязен ("… я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору"."… на улицах кабак, нечистота! ").
в городе беспорядок, постоянно нарушается закон (" в эти две недели высечена унтер-офицерская жена! арестантам не выдавали провизии! ").
чиновников проблемы города совершенно не интересуют, их заботит одна проблема: как произвести хорошее впечатление на ревизора, чтобы он написал благоприятный отчет. чиновникам нужно показать себя с лучшей стороны, убедить ревизора в том, что деньги, которые им давались на благоустройство города и прочие нужды, потрачены именно на это, а не разворованы (как на самом деле). и чиновники стараются изо всех сил.
при этом никто не делает попыток исправить хоть что-то - хотя бы мусор убрать. нет, они стараются повлиять на ревизора, давая ему взятки. взяточничество вообще воспринимается как данность. все берут взятки и все их . так было до приезда ревизора (и хлестакова, и настоящего, сообщением о появлении которого комедия завершается), так, похоже, будет и после его отъезда. чиновники города n не изменятся, сколько бы ревизоров к ним ни приехало бы.