Тема: Зависть и гордыня (трагедия человека, пораженного этими страстями.).
Идея: Зависть разрушает душу человека, толкает его на преступление.
Проблема: Совместимы ли гений и злодейство? Основная заявленная в трагедии проблема разбивается на несколько составляющих.
Кто больше достоин уважения труженик, развивающий свой небольшой талант, стремящийся к совершенству, гордящийся своими достижениями, или гений, обязанный своим даром Божьему произволению и не ценящий его?
Сальери не может принять, что упорный труд по достижению цели ставится ниже легкого, даже легкомысленного, отношения к делу. Рушится его мировоззрение, он противится этому краху жизненных ценностей, воспринимает успех и популярность Моцарта случайным ялением. Хотя, если вспомнить биографию Моцарта, он также был вынужден уделять много времени музицированию, оттачиванию техники, он рос в мире звуков. Но он был гений, он мог творить, а не конструировать музыку.
Проблема гордыни человеческой, противопоставляющий свои труды Божьему дару, толкающей на злодейство. Веселый, жизнерадостный ребячливый Моцарт и мрачный - черный человек - фанатик Сальери. Небо и земля.
Задумав отравить Моцарта, фанатик Сальери представляет это необходимым и правильным поступком. Его самооправдание в том, что несерьезное отношение Моцарта сочинению музыки будет пагубным для композиторов, посвятившим этому жизнь, лишит из заслуженной всей жизнью славы, отодвинет в тень.
Эта иллюзия долга и преступления во имя высокой цели - еще одна вечная проблема ("цель оправдывает средства")
Моцарт погиб. Но может ли праздновать Сальери? Одна фраза Моцарта про несовместимость гения и злодейства уже доставила отравителю новые муки:" А! Так я не гений?" Это еще один аспект проблемы.
Сальери, дошедший в своей страстях до крайней черты - убийства - свои проблемы не решил. Он, вместе с Пушкиным, оставил их нам: изучать и пытаться избежать.
Калашников является человеком добрым, относящимся к людям с пониманием, но в тоже время строгим, не идущим на компромисс человеком, старающимся добиться своего. Его заботит лишь его семья, её честь и то, что о ней подумают, он буквально готов отдать жизнь за родных и близких, что, несомненно, располагает к нему как к персонажу. По совести поступал только купец Калашников. Так как он до последнего держался за свою жену, в отличий Ивана Васильевича который опозорил её перед всеми. Так же Калашников очень чтит государя и готов сражаться за него до последнего, жертвовать жизнью за свою Родину.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Изображение любви и войны в произведениях астафьева?
“Пастух и пастушка” — маленькая повесть, рассказывающая о Великой Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке. Задачей писателя стало изображение чувств человека и его жизни до мельчайших подробностей.
В отличие от классиков критического реализма, таких как Лев Толстой и Достоевский, которые помимо повествования о жизни героев часто говорили о своем отношении к происходящим событиям, проза послевоенных лет отличается лаконичностью изложения и стремлением предоставить читателю возможность самому домыслить исход жизни героев.
"Пастух и пастушка" — лишь одно из произведений, освещающих тему Великой Отечественной войны. Я люблю эту повесть за то, что она вселяет в читателя надежду, веру и любовь. Только любовь людям пережить тяжелые душевные травмы, страх и боль.
Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение". Каждая часть имеет свой эпиграф. К первой части "Бой" эпиграфом взяты слова, услышанные автором в санитарном поезде. Речь здесь идет о бое, об отрешенности солдат, о самоотверженности и смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла, заслышав ожиданье..." послужили эпиграфом ко второй части "Свидание". В этой части повести главный героя Борис Костяев знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются друг в друга. Во этом сюжетном ходе — завязка произведения. Именно с момента знакомства молодых людей чувства нарастают, пока уже в третьей главе не наступает кульминация — сцена прощания.
Лирикой вагантов начинается третья часть. Для влюбленных наступает утро, — сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие. Их ожидает горестный момент прощания и длительная разлука. "И жизни нет конца и мукам — краю" — таков эпиграф к четвертой части повести "Успение". Читатель станет свидетелем смерти главного героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о страшные последствия войны.
Речь автора спокойна, хотя достаточно эмоциональна. Виктор Астафьев старается приблизить языковую манеру к просторечной, но из этических соображений упускает нецензурные слова, брань.
Зовут главного героя Борис Костяев. Он командир взвода. Борис — молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою решителен и порой безрассуден. Зачастую он без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.
Описанию внешности и краткому рассказу о жизни героев Астафьев уделяет немало внимания. Так, рассказывая о Хведоре Хвомиче, сельском трактористе, Астафьев подробно описал его телогрейку, надетую прямо на нижнюю рубаху, прикрученные онучами к ногам опорки. Всю семью его истребили немцы. Солдат Ланцет в детстве на клиросе пел, в крупном издательстве работал, а во время войны пить много стал, а ведь он мог бы сделать неплохую карьеру.
Активно выступает в повести прием контраста: идиллическая картина из античных времен — стадо овец на зеленой лужайке, прекрасная пастушка и пастух и — убитые старик и старуха с изможденными лицами, вместе прожившие суровую жизнь и вместе погибшие.
Любовь в грохоте войны будет сопровождать героев до конца жизни. Ему жить недолго, он умрет от раны, но ее мы еще увидим много лет спустя рядом с его могилой. Конечно, война ожесточает людей, лишает их семейного крова, обычных человеческих отношений и чувств. И все-таки война властна не над всем и не над всеми. Не властна она, например, над Люсей и Борисом, не властна над их любовью.
Писатель часто обращается к изображению природы. Пейзажи разрушают тягостное впечатление от повести, побуждают не только героев, но и читателя поверить в доброе мирное будущее. Красота природы, слияние с ней дают силы для существования. Природа — источник энергии и успокоения.