Литературная слава Толстого росла с такой быстротой, что в России уже не было ни одного грамотного человека, который бы не прочитывал с жадностью всего того, что выходило из-под пера писателя. Этому во многом журнал "Современник", его редакторы Некрасов и Чернышевский, пристально следившие за развитием таланта Толстого и заботливо направлявшие его. Толстой был близок "Современнику" своим демократизмом, неподкупной честностью первооткрывателя ещё не испытанных возможностей изображения человека и процесса жизни.
Знаменательно, что после возвращения со службы Толстой был принят в группу "Современника" как равный среди равных. На фотографии тех лет рядом с Тургеневым, Гончаровым, Островским стоит в офицерской форме молодой Толстой... Однако, как показали события последующих лет, Толстой не смог оставаться в числе постоянных сотрудников журнала на длительное пора. Смерть царя Николая 1 и падение Севастополя, обозначившие новый крутой поворот русской истории, вскрыли всю несостоятельность реакционной дворянской идеологии в ее попытках оправдания незыблемости самодержавия. Рушились устои дворянско-поме-шичьего государства, старые понятия о долге, чести, добродетели. Размежевание классовых сил в стране привело к господству в революционно-освободительном движении крестьянской демократии.
В этих исторических условиях Толстой должен был определить линию поведения. В развернувшейся борьбе около "крестьянского вопроса" перед ним было два пути — путь революционных демократов во главе с Некрасовым и Чернышевским и путь сторонников либеральных реформ во главе с Дружининым и Боткиным.
. Толстой в этой борьбе не стал ни на ту, ни на другую сторону. Он помнил слова Некрасова о том, "что в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных". И когда решение проблемы взаимоотношений помещика и крестьянина натолкнулось на непреодолимые препятствия ("Утро помещика"), Толстой разработал широкую программу "заступничества" за мужика. В разгар крестьянской реорганизации 1861 года Толстой в должности мирового посредника принимал самое активное участие в улаживании возникавших между помещиками и крестьянами споров, работал увлеченно, вел дело "самым хладнокровным и совестливым образом". Однако уже первые шаги в защиту крестьянства вызвали страшное негодование дворян: "Меня и бить хотят и под суд подвести..." Через год после назначения на эту пост Толстой вышел в отставку. Началась упорная и длительная работа над собой, над выявлением в самом себе возможностей к нравственному самоусовершенствованию. Пытливый ум мыслителя и художника ставит Толстого в самые разные положения, пробуждая в нем ненасытную жажду познаний, открытий. После неудачи с романом "Семейное счастье" Толстой оставляет литературную дело и с увлечением отдается педагогическим занятиям. Дважды совершает он путешествие по странам Европы для того, чтобы, как говорил он, вручить отчет не только самому себе, но и педагогическому миру о непригодности существующей системы образования. Он самостоятельно "ищет разрешения вопросов о будущности человека и лучших путях образования" .
В этих целях Толстой открывает для детей яснополянских крестьян школу, издает педагогический журнал "Ясная Поляна", пропагандирует в нем идеи свободного воспитания Истинный же смысл всей этой работы заключался, по мысли Толстого, в том, чтобы в народе Ломоносовых и Пушкиных, которые "кишат в каждой школе".
Частое обшение с детьми, стремление вручить образование народу во многом обусловили разрыв Толстого с идеологами дворянства. Все более определеннее в его публицистических статьях и выступлениях становится взгляд на общественную жизнь с позиций трудового народа. Толстой выступает против завоеваний цивилизации, потому что ее благами пользу ются богатые ("Прогресс и определение образования"). Так называемый общественный прогресс пребывает, по мысли Толстого, в резком противоречии с извечным стремлением людей к равенству. Сторонники прогресса с презрением относятся к простым людям по той причине, что последние не в состоянии приобщиться к науке и искусству. В конфликте между бедностью и богатством Толстой выбирает сторону народа.
В художественных произведениях, написанных Толстым в это пора, усиливаются элементы обличения ("Казаки", "Поликушка", первая редак-цкия "Холстомера"). Внутренней лжи и уродству жизни привилегированных классов Толстой противопоставляет жизнь трудового народа как наиболее правильную, не противоречащую здравому смыслу. Если в "Хол-стомере" и "Поликушке" он протестует против права собственности на людей и на землю, то в "Казаках" уже намечается отход писателя от своего класса.
"Понятие мое, — говорит Холстомер, — не имеет никакого другого основания, как невысокий и звериный людской инстинкт, называемый ими чувством или правом собственности". "В лестнице живых существ" люди, составляющие собственность, то есть крепостные, сильнее, здоровее и выше тех, кто ими владеет.
RozaAsadullina
05.04.2021
Главные герои вася вася – мальчик из хорошей, обеспеченной семьи. ему около 9 лет. вася – сын судьи. он живет с отцом и сестрой. мать мальчика умерла несколько лет назад. вася – умный, смелый, добрый мальчик, сорванец, проводящий все время на улице. он дружит с нищими детьми – валеком и марусей из «дурного общества». подробнее о васе> > валек валек – нищий бездомный мальчик, приемный сын бродяги тыбурция. валеку около 9 лет. это умный, смелый, самостоятельный мальчик. он живет в «подземелье», носит старую одежду и голодает от нищеты. валек ворует еду, чтобы накормить сестру и других нищих. он ведет себя по-взрослому и знает много интересного. нищий валек и мальчик из приличной семьи вася дружат, несмотря на все их различия. подробнее о валеке> > маруся маруся – нищая девочка, приемная дочь бродяги тыбурция, младшая сестра валека. марусе около 4 лет. это слабая и болезненная девочка. вероятно, она болеет чахоткой. маруся плохо ходит, редко смеется и не любит играть в игры. из-за нищей жизни в «подземелье», маруся серьезно заболевает и умирает. подробнее о марусе> > тыбурций пан тыбурций – нищий бродяга, мужчина средних лет, приемный отец валека и маруси. тыбурций любит своих детей. он зарабатывает на жизнь тем, что развлекает народ в кабаках. также он ворует еду, чтобы прокормить семью. тыбурций – умный и образованный человек. у него темное прошлое, о котором никто ничего не знает. подробнее о тыбурции> > второстепенные герои отец васи отец васи – местный судья, уважаемый и обеспеченный человек. после смерти жены он не занимается васей и холоден с ним. отец васи – честный, неподкупный, справедливый человек. соня соня – сестра главного героя васи. ей 4 года. соня, как и вася, осталась без матери. за девочкой ухаживает нянька. у сони есть красивые куклы и платья (в отличие от нищей маруси). профессор «профессор» – нищий бродяга из шайки пана тыбурция. «профессор» – тихий старичок, слабоумием. он все время что-то бормочет про себя. он не переносит, когда при нем говорят о режущих или колющих предметах. штык-юнкер заусайлов заусайлов – нищий из шайки пана тыбурция. он, как и вся шайка, живет в «подземелье». его отличительной чертой является огромный рост. заусайлов обычно заступается за беззащитного «профессора». лавровский лавровский – нищий из шайки пана тыбурция, отставной спившийся чиновник. пьяный лавровский часто валяется под заборами и в лужах. пан туркевич пан туркевич – нищий из шайки пана тыбурция. туркевич называет себя генералом, все время пьянствует и буйно себя ведет. он любит шутить и забавлять публику. януш януш – старый нищий, живущий в заброшенном замке. он выгоняет пана тыбурция и его шайку бродяг из замка, и те поселяются в старой часовне, «подземелье». януш называет тыбурция и его друзей-бродяг «дурным обществом», хотя сам тоже является нищим.
козлов
05.04.2021
Это было в 92-м, голодном году, между Сухумом и Очемчирами, на берегу реки Кодор, недалеко от моря - сквозь веселый шум светлых вод горной речки ясно слышен глухой плеск морских волн. Осень. В белой пене Кодера кружились, мелькали желтые листья лавровишни, точно маленькие, проворные лососи, я сидел на камнях над рекою и думал, что, наверное, чайки и бакланы тоже принимают листья за рыбу и - обманываются, вот почему они так обиженно кричат, там, направо, за деревьями, где плещет море. Каштаны надо мною убраны золотом, у ног моих - много листьев, похожих на отсеченные ладони чьих-то рук. Ветви граба на том берегу уже голые и висят в воздухе разорванной сетью; в ней, точно пойманный, прыгает желто-красный горный дятел-расудук, стучит черным носом по коре ствола, выгоняя насекомых, а ловкие синицы и сизые поползни - гости с далекого севера - клюют их. Слева от меня по вершинам гор тяжело нависли, угрожая дождем, дымные облака, от них ползут тени по зеленым скатам, где растет мертвое дерево самшит, а в дуплах старых буков и ляп можно найти "пьяный мед", который, в древности, едва не погубил солдат Помпея Великого пьяной сладостью своей, свалив с ног целый легион железных римлян; пчелы делают его из цветов лавра и азалии, а "проходящие" люди выбирают из дупла и едят, намазав на лаваш - тонкую лепешку из пшеничной муки. Этим я и занимался, сидя в камнях под каштанами, сильно искусанный сердитой пчелой, макал куски хлеба в котелок, полный меда, и ел, любуясь ленивой игрою усталого солнца осени. Осенью на Кавказе - точно в богатом соборе, который построили ве'ликие мудрецы - они же всегда и великие грешники,- построили, чтобы скрыть от зорких глаз совести свое необъятный храм из золота, бирюзы, изумрудов, развесили по горам лучшие ковры, шитые шелками у тюркмен, в Самарканде, в Шемахе, ограбили весь мир и все - снесли сюда, на глаза солнца, как бы желая сказать ему: - Твое - от Твоих - Тебе. ...Я вижу, как длиннобородые седые великаны, с огромными глазами веселых детей, спускаясь с гор, украшают землю, всюду щедро сея разноцветные сокровища, покрывают горные вершины толстыми пластами серебра, а уступы их - живою тканью многообразных деревьев, и - безумно-красивым становится под их руками этот кусок благодатной земли. Превосходная должность - быть на земле человеком, сколько видишь чудесного, как мучительно сладко волнуется сердце в тихом восхищении пред красотою! Ну да - порою бывает трудно, вся грудь нальется жгучей ненавистью и тоска жадно сосет кровь сердца, но это - не навсегда дано, да ведь и солнцу, часто, очень грустно смотреть на людей: так много потрудилось оно для них, а - не удались людишки... Разумеется, есть немало и хороших, но - их надобно починить или - лучше - переделать заново. ...Над кустами, влево от меня, качаются темные головы: в шуме волн моря и ропоте реки чуть слышно звучат человечьи голоса - это "голодающие" идут на работу в Очемчиры из Сухума, где они строили шоссе. Я знаю их - орловские, вместе работал с ними и вместе рассчитался вчера; ушел я раньше их, в ночь, чтобы встретить восход солнца на берегу моря. Четверо мужиков и скуластая баба, молодая, беременная, с огромным вздутым к носу животом, испуганно вытаращенными глазами синевато-серого цвета. Я вижу над кустами ее голову в желтом платке, она качается, точно цветущий подсолнечник под ветром. В Сухуме у нее помер муж - объелся фруктами. Я жил в бараке среди этих людей: по доброй русской привычке они толковали о своих несчастиях так много и громко, что, вероятно, их жалобные речи было слышно верст на пять вокруг. Это - скучные люди, раздавленные своим горем, оно сорвало их с родной, усталой, неродимой земли и, как ветер сухие листья осени, занесло сюда, где роскошь незнакомой природы - изумив - ослепила, а тяжкие условия труда окончательно пришибли этих людей. Они смотрели на все здесь, растерянно мигая выцветшими, грустными глазами, жалко улыбаясь друг другу, тихо говоря: - А-яй... экая землища... - Прямо - прет из нее. - Н-да-а... а однако - камень ведь... - Неудобная земля, надобно сказать... И вспоминали о Кобыльем ложке. Сухом гоне. Мокреньком - о родных местах, где каждая горсть земли была прахом их дедов и все памятно, знакомо, дорого - орошено их потом. Была там с ними еще одна баба - высокая, прямая, плоская, как доска, с лошадиными челюстями и тусклым взглядом черных, точно угли, косых глаз.
Знаменательно, что после возвращения со службы Толстой был принят в группу "Современника" как равный среди равных. На фотографии тех лет рядом с Тургеневым, Гончаровым, Островским стоит в офицерской форме молодой Толстой... Однако, как показали события последующих лет, Толстой не смог оставаться в числе постоянных сотрудников журнала на длительное пора. Смерть царя Николая 1 и падение Севастополя, обозначившие новый крутой поворот русской истории, вскрыли всю несостоятельность реакционной дворянской идеологии в ее попытках оправдания незыблемости самодержавия. Рушились устои дворянско-поме-шичьего государства, старые понятия о долге, чести, добродетели. Размежевание классовых сил в стране привело к господству в революционно-освободительном движении крестьянской демократии.
В этих исторических условиях Толстой должен был определить линию поведения. В развернувшейся борьбе около "крестьянского вопроса" перед ним было два пути — путь революционных демократов во главе с Некрасовым и Чернышевским и путь сторонников либеральных реформ во главе с Дружининым и Боткиным.
. Толстой в этой борьбе не стал ни на ту, ни на другую сторону. Он помнил слова Некрасова о том, "что в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных". И когда решение проблемы взаимоотношений помещика и крестьянина натолкнулось на непреодолимые препятствия ("Утро помещика"), Толстой разработал широкую программу "заступничества" за мужика. В разгар крестьянской реорганизации 1861 года Толстой в должности мирового посредника принимал самое активное участие в улаживании возникавших между помещиками и крестьянами споров, работал увлеченно, вел дело "самым хладнокровным и совестливым образом". Однако уже первые шаги в защиту крестьянства вызвали страшное негодование дворян: "Меня и бить хотят и под суд подвести..." Через год после назначения на эту пост Толстой вышел в отставку. Началась упорная и длительная работа над собой, над выявлением в самом себе возможностей к нравственному самоусовершенствованию. Пытливый ум мыслителя и художника ставит Толстого в самые разные положения, пробуждая в нем ненасытную жажду познаний, открытий. После неудачи с романом "Семейное счастье" Толстой оставляет литературную дело и с увлечением отдается педагогическим занятиям. Дважды совершает он путешествие по странам Европы для того, чтобы, как говорил он, вручить отчет не только самому себе, но и педагогическому миру о непригодности существующей системы образования. Он самостоятельно "ищет разрешения вопросов о будущности человека и лучших путях образования" .
В этих целях Толстой открывает для детей яснополянских крестьян школу, издает педагогический журнал "Ясная Поляна", пропагандирует в нем идеи свободного воспитания Истинный же смысл всей этой работы заключался, по мысли Толстого, в том, чтобы в народе Ломоносовых и Пушкиных, которые "кишат в каждой школе".
Частое обшение с детьми, стремление вручить образование народу во многом обусловили разрыв Толстого с идеологами дворянства. Все более определеннее в его публицистических статьях и выступлениях становится взгляд на общественную жизнь с позиций трудового народа. Толстой выступает против завоеваний цивилизации, потому что ее благами пользу ются богатые ("Прогресс и определение образования"). Так называемый общественный прогресс пребывает, по мысли Толстого, в резком противоречии с извечным стремлением людей к равенству. Сторонники прогресса с презрением относятся к простым людям по той причине, что последние не в состоянии приобщиться к науке и искусству. В конфликте между бедностью и богатством Толстой выбирает сторону народа.
В художественных произведениях, написанных Толстым в это пора, усиливаются элементы обличения ("Казаки", "Поликушка", первая редак-цкия "Холстомера"). Внутренней лжи и уродству жизни привилегированных классов Толстой противопоставляет жизнь трудового народа как наиболее правильную, не противоречащую здравому смыслу. Если в "Хол-стомере" и "Поликушке" он протестует против права собственности на людей и на землю, то в "Казаках" уже намечается отход писателя от своего класса.
"Понятие мое, — говорит Холстомер, — не имеет никакого другого основания, как невысокий и звериный людской инстинкт, называемый ими чувством или правом собственности". "В лестнице живых существ" люди, составляющие собственность, то есть крепостные, сильнее, здоровее и выше тех, кто ими владеет.