Повести «Выстрел» Пушкин предпослал два эпиграфа, которые тесно связаны с содержанием произведения и её основными мотивами. Первый эпиграф «Стрелялись мы» - это строка, взятая из поэмы Е. А. Баратынского «Бал» (1828). Отрывок, откуда взят эпиграф, имеет некоторое отношение к мотивам повести:
… Её покинул я с презреньем,
Всю боль души в душе тая.
Сказал прости всему; но мщеньем
Сопернику поклялся я.
Всечасно колкими словами
Скучал я, досаждал ему,
И.
по желанью моему,
Вскипела ссора между нами.
Стрелялись мы…
Из этого отрывка мы можем выделить мотив ревности (в повести хозяйка вечера, бывшая в связи с Сильвио, отдала предпочтение графу, это было последней каплей, переполнившей чашу ненависти, злобы, зависти к более удачливому «конкуренту»), мотив бретёрства, намеренного оскорбления противника с целью спровоцировать его на ответные поступки, чтобы вызвать на дуэль (Сильвио намеренно графу на ухо какую -то оскорбительную пошлость и получил пощёчину от графа).
Второй эпиграф взят из повести Марлинского (псевдоним декабриста Александра Бестужева) «Вечер на бивуаке», напечатанная в 1822 году в альманахе Рылеева и Бестужева «Полярная звезда». В повести Марлинского подполковник Мечин стрелялся с одним офицером, позволившим себе вольность в разговоре о княжне Софье, возлюбленной Мечина. Мечин был ранен, почему и не мог воспользоваться своим правом выстрела. После выздоровления он узнаёт, что княжна Софья стала невестой его противника. Это приводит его в бешенство. «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался ещё мой выстрел), - рассказывает Мечин, - чтобы коварная не могла торжествовать с ним».
Для пушкинской прозы вообще и для повести «Выстрел» в частности характерна сжатость, лаконизм и простота изложения. Обратим, например, внимание на одну только деталь интерьера: в «бедной мазанке Сильвио все стены прострелены пулями: «Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные». Эта «говорящая» деталь свидетельствует о суровости нрава Сильвио, о его времяпрепровождении, о тайной цели, к которой он стремится. Эта же деталь повторяется при описании отъезда Сильвио, когда наступает момент осуществления того, к чему он готовился целые годы: «Всё его добро было уже уложено; остались одни голые, простреленные стены».
Важную роль в характеристике героя играет его портрет. Во второй половине повести Сильвио описан глазами графа: «Я вошёл в эту комнату и увидел в темноте человека, запылённого и обросшего бородой; он стоял здесь, у камина». Сильвио прямо с дороги; он не считает нужным привести себя в порядок: он и прежде пренебрегал внешними приличиями – ходил в «изношенном чёрном сертуке».
Таким образом, в повести «Выстрел», как и вообще в прозе Пушкина очень ярко проявляется мастерство его повествования: экономного, быстрого, не задерживающегося на подробностях.
Головний герой – Чайка Джонатан Лівінгстон – це головний герой твору. Ця чайка не така, як уся зграя. Його не приваблювала їжа, він мріяв навчитися літати, зрозуміти, що треба зробити, щоб прискорити політ. Щоб осягти цієї мети він не їв, а поведінку героя інші сприймали як своєрідний протест, бажання залишитися вільним і незалежним від загальноприйнятих законів, прагнення зазирнути в майбутнє, викликати в інших прагнення досконалості та зміни життєвого устрою на краще. Джонатан працював на межі своїх можливостей, намагався бути зосередженим та обережним, проте часто зазнавав невдач. Іноді він падав на поверхню води так боляче, що йому здавалося, ніби розбився. У такі хвилини Джонатан намагався бути нормальною Чайкою, усвідомлюючи, що так буде краще для всіх. Потім усвідомлював,що втрачав зв'язок із Силою, яка змушувала його шукати знання. Це спонукало знову опановувати свій страх і основи мистецтва вищого пілотажу, залишатися вірним своїй мрії. Усі члени зграї були переконані в одному: нікому з чайок не дано зрозуміти сенс життя, бо вони приходять у світ для того, щоб їсти і за рахунок цього якомога довше в ньому існувати. Незрозумілий, нескорений, самотній, Чайка Джонатан решту своїх днів провів у вигнанні. Герой не дорікав собі, не шкодував про ціну, яку довелося заплатити за своє прагнення бути першим серед інших у пошуку Прориву. Єдине, що непокоїло його, - це відмова інших чайок повірити у славу польоту. Причини такого життя він вбачав у страхові,злобі і нудзі. За природою Чайка Джонатан був народжений для того, щоб відкривати істину для інших. Йому понад усе хотілося повернутися до своєї, рідної зграї і навчати своїх братів гарно літати. «Ми вільні, а тому маємо право йти туди, куди бажаємо, і бути самим собою усюди, де ми є», - саме ці слова пробудили у птахів дух свободи, незалежності, гордості і бажання не скоритися іншим, показати, що вони можуть жити ще краще і без зграї. Коли Джонатан побачив, що його учні вже не потребували до , назавжди покинув їх, виконавши свою місію на землі. Його смерть – це перехід до нового життя.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вопросы к материалу, также можно с этих вопросов составить план. 1. для чего собирает гитчи-манито индейцев? 2. какие племена указываются в произведении? 3. опишите индейцев, которые прибыли на клич великого гитчи-манито. 4. как называет гитчи-манито индейцев? поясните это обращение. 5. аргументы, которыми гитчи-манито убеждает индейцев жить в мире. 6. изменились ли индейцы после речи гитчи-манито? 7. какая идея воплощена в трубке мира?