Действие рассказа происходит под Рождество в вагоне поезда. Самым замечательным лицом в числе пассажиров был старик, отставной военный, человек атлетического сложения. В вагоне он выбрал наилучшее место, да захватил ещё и два других. В разговоры с другими пассажирами он вступил только после того, как поел припасенную провизию и выпил водки. Разговор шел о русских, евреях, молдаванах, румынах. В частности, о том, кто больше склонен к обману.
И старик рассказал одну историю. Когда военные вступали в какой-нибудь город, там начиналась веселая и оживленная жизнь. Военные пользовались вниманием женщин, влюблялись в барышень. Однажды военные вступили в молдавский городок. Рассказчику очень понравилась одна дама, которую он увидел на балконе. Он решил с нею познакомиться. Посредник-еврей потребовал с него 300 червонцев за это свидание. Вместо дамы к нему пришла какая-то старуха, но еврей потом убедил его, что это и была его "кукона". Приблизительно такие же истории случились и с его товарищами.
Вскоре они покинули город и вошли в сельскую местность, на хутора. Остановились на мызе Холуян. Хозяин-помещик пригласил в дом и предложил накрыть столы, накормил обедом, а потом стал требовать деньги за еду и выпивку. Его жена была молода и очень хороша собой. Офицеры не могли налюбоваться красавицей, и некоторые пытались её соблазнить. Но это удалось одному чиновнику-поляку, который заплатил за женщину деньги её мужу и увез её в лодке на остров.
В последний вечер офицеры расплатились с хозяином, а потом рассказчик подошел к "куконе", предложил ей 50 червонцев, и она согласилась и с ним поехать на остров. Там была беседка, в которой стояла арфа. Кукона поиграла ему на арфе, и они вернулись назад.
На самом деле красавица оказалась вовсе не женой помещика, а наемной актрисой. И всё это было устроено только для того, чтобы выманить у офицеров побольше денег.
Рассказчик сделал вывод, что румыны - самые большие плуты.
1.Очень коротко сведения об авторе (2-3 предложения).
Автор произведения - Юрий Нагибин. Он был русским писателем, журналистом, сценаристом и автором мемуаров.
2.Тема (о чём книга); проблема или проблематика (вопрос или вопросы, над которыми автор предлагает задуматься читателям).
Главная проблема - проблема совести. Ведь автор делает вывод, что за подаренную нам жизнь, мы все еще не сделали мир вокруг лучше. И потому виноваты.
3.Очень коротко изложить цепь основных событий.
Рассказ начинается с воспоминания автора, как он познакомился с другом Павликом.
Автор вспоминает о дружбе, приводит цитаты и философские раздумья о смысле жизни. Его друг детства погиб в войне в 1942 году при обороне деревни от немцев. И вот спустя долгие годы он попал в тебя места, где погиб его друг. И здесь автору приходит смысль - когда какой-то человек умирает, он дарит другому человеку возможность жить. Проблема в том, что человек не всегда правильно распоряжается этим подарком.
Вывод автора в следующем - он виноват во всем: не отдал свою жизнь за друга, не его и не защитил миллионы других погибших, виноват и в тюрьмах, и в лагерях, и в убийстве президентов и проповедников, в том, что в мире есть плохие книги, ложь, клевета и так далее.
4.Главные герои произведения.
Главными героями были сам автор, который выступал рассказчиком, и Павел, его близкий друг.
5.Какой герой понравился больше всего и почему?
Это биографичный рассказ и здесь не было полноценного героя. Это просто история. Но безусловно, мне понравился Павел, потому что он проявил себя, как настоящий герой.
6.Общие впечатления о книге.
Рассказ показался довольно философским. Нужно некоторое время, чтобы оправиться от того трагизма, который транслирует автор.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Придумайте загадку: про слона. используйте его внешние данные: рост, хобот, цвет кожи, ноги- столбы, короткий хвост, глаза бусинки, уши. про гусеницу. используйте слова: ползет, рогатая, ест, толстеет, зеленеет.