Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работо и производительность умственного труда.
Основными фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.
Как составить простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Как составить сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.
Баба Яга
I.Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.
II. Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.
1. Положительные:а) смелость,
б) связь с народом,
в) вера в будущее.
2. Отрицательные:а) трусость,
б) эгоизм,
в) пессимизм,
г) костяная нога.
III. Заключение
Вопросный план.
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
Цитатный план.
Цитата- это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2.(цитата);
3.(цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты).
Тезисный план.
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение на тему: печорин и его окружение в романе "герой нашего времени"
Если вспомнить Бэлу, совсем молоденькую, юную девушку, влюбившуюся в Печорина, то судьба уготовила ей очень быстрый конец жизни. Максим Максимыч, считавший Печорина своим очень хорошим другом, после был очень разочарован, потому что видел, что он безразличен Печорину, даже не нужен, будто никаким образом не участвовал в его жизни, и снова Печорин принёс только страдание. Грушницкий, княжна Мери пострадали от любви. Грушницкий любил Мери, а Мери любила Печорина, который безжалостно влюбил её в себя, тем самым, оторвав от Грушницкого, и бросил, а сам Грушницкий умер от руки самого Печорина.
Таким образом, окружение Григория Александровича, были люди далеко не глупые, которые имели чувства к нему, , причём эти чувства оказались разбиты самим же Печориным. Все их мечты и надежды были разрушены, у некоторых прервалась даже сама жизнь. Он подрывал планы многих, оставляя ни с чем. . Хотя спешил дарить обществу что-то большее.