В уездном городе ожидают ревизора, который едет инкогнито «с секретным предписанием». Городничему Антону Антоновичу Сквозник-Дмухановскому и чиновникам, в чьём ведении находятся учреждения города, есть о чём беспокоиться – любой может быть наказан за многочисленные нарушения, если ревизор беспристрастно оценит его работу.
Помещики Бобчинский и Добчинский за ревизора принимают молодого человека, который в гостиничном трактире требует обеда, но не платит и бранится. Именно это причина заблуждения: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?». Это был остановившийся в гостинице молодой глуповатый человек, Иван Александрович Хлестаков, который проиграл деньги и по этой причине не может расплатиться и уехать. Бобчинский и Добчинский рассказали о нём городничему.
Теряясь от страха, Антон Антонович едет в гостиницу. Хлестаков поначалу сам испугался и честно рассказал о цели своего путешествия и грозном отце, вызвавшем его из Петербурга ( что было принято за искусную выдумку инкогнито). Чиновники наносят постояльцу визиты и под разными предлогами вручают ему деньги, считая, что раз в получении «взятки» не было отказа, "ревизор" не будет особо придирчив к работе каждого из давших деньги. Парень себе на уме и от денег не отказывается. Любитель прихвастнуть и ободренный всеобщим вниманием, он и сам почти убеждается в том, что является влиятельным лицом. Городничий предлагает Хлестакову переехать в его дом. Жена городничего Анна Андреевна и дочь Марья Антоновна ухаживают за важным гостем, а он каждую уверяет, что влюблён. Дело доходит до того, что принятый за ревизора Хлестаков становится женихом дочери градоначальника. К «государственному человеку» приходят с подношениями и жалуются на городничего купцы. Их сменяет унтер-офицерская вдова, о которой городничий сказал, что она «сама себя высекла». Остальных просителей слуга Хлестакова Осип прогоняет и торопит хозяина с отъездом. Набрав денег и подношений, надавав обещаний, молодой человек уезжает, оставив градоначальника в уверенности, что теперь уж он всех в бараний рог согнет. Начальник почты по указанию городничего, а больше по собственной привычке читать чужие письма, прочитал и письмо Хлестакова, написанное им другу. Из него все узнают правду. И вся эта публика немеет и застывает на месте при появлении жандарма с сообщением о том, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».
Русская литература начала ХIХ в. продолжала развиваться в общеевропейском
культурном контексте. Уже на исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из
Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина
произведения, свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные
формы для общеевропейских тенденций. Теперь, в первой половине ХIХ в., русская
литература могла бы сказать о себе словами Пушкина: «Я чувствую, что мои духовные
силы достигли совершенной зрелости, я могу творить».
В эту эпоху Россия обогатила мировую культуру великими свершениями
Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их
надо не только читать, надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с
ними таит в себе радость открытия.
Прежде чем мы ответим на вопрос, какова роль русской классической литературы
в духовной жизни человечества, обратимся к «Толковому словарю» Ожегова.
Что значит «классик», «классический»?
Классик — 1) выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки,
искусства, литературы; 2) сторонник классицизма в искусстве; 3) специалист по
классической филологии, а также человек с классическим образованием.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Скажите , в чем особенности сравнительной характеристики "тонких" и "толстых" поэма н.в. гоголя "мертвые души"