Наряд для маленькой яблоньки
– Почему желтеет моя листва и с каждым днём становиться всё холоднее? – спросила маленькая яблонька у взрослых садовых деревьев.
– Наступила осень, – ответила старая груша. – Скоро у тебя начнёт опадать листва.
– Ой! Я же стану совсем некрасивой, – расстроилось деревце.
– Но так мы сможем легче пережить зиму.
Наступила зима. Деревья в саду потеряли листву и стояли абсолютно голые. Яблонька скучала по лету и ждала с нетерпением это прекрасное время года. Но однажды утром она увидела вокруг себя великолепную картину. Она сама и все деревья были одеты в белые кружевные наряды.
– Какая красотища! – восторженно вскрикнула яблонька. – Я и не думала, что зимой можно так превосходно выглядеть.
Взрослые деревья объяснили маленькому деревцу, что все их ветки покрыты сверкающим инеем, который скоро растает. Но на этот раз яблонька не стала переживать. Она поняла, что любое время года по-своему прекрасно. С тех пор она больше не огорчалось окончанию лета.
(1910 – 1971)
Жизнь народа на крутых переломах и поворотах его истории — основное содержание творчества Твардовского. Поэт всюду идет по горячим следам современности. В его «простых и грешных» героях проступают черты характера народа: его простота и трудолюбие, общительность и гуманность, острый ум и меткая речь, неафишируемая готовность к подвигу, духовное здоровье... Все эти качества внушают поэту и читателям прочную веру в этот народ, составляют основу того исторического оптимизма, которым просветлена вся поэзия Твардовского. Из всех произведений поэта именно «Василий Теркин» полнее всего воплощает в себе эти качества...
Большие эпические произведения Твардовского («Страна Муравия», «Дом у дороги», «За далью — даль», «Теркин на том свете») имеют между собой много общего. Их отличает острота и точность наблюдений, народный юмор, лиризм. Стих — простой, легкий — создает впечатление необыкновенной и, можно сказать, вовсе не стихотворной естественности выразительной разговорной речи.
События эпохального значения показываются в рамках наблюдения и опыта крестьянина-единоличника Никиты Моргунка («Страна Муравия»), боевых действий и быта воинского подразделения, где служит Теркин. Послевоенная поэма «За далью — даль» рассказывает о значительных событиях и процессах народной жизни, наблюдаемых поэтом в его путешествиях по стране. Поэма «Василий Теркин» посвящена Великой Отечественной войне.
Помимо Теркина, поэма Твардовского «населена» множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, деревенские дед и баба и др. Все они составляют народ, единство которого с армией в грозовые годы ощущается во многих местах поэмы и определено формулой «народ — родные души».
Книга Твардовского органически срослась со своим временем. Война была подвигом всего народа, боровшегося за правое дело. Литературные качества книги неоценимы. Ее отличают удивительная, почти зримая образность, психологическая убедительность, точность художественной детали, речевая выразительность. Поэтический язык Твардовского прост и естествен, включает много разговорных элементов.
Рифма Твардовского большей частью бесхитростна и проста. Среди рифм много оригинальных («Из Казани» — «сказали», «за стол» — «простой», «ехать» — «от смеха»). В то же время его отличает высокая культура стиха, мастерское использование мелодических, ритмических средств в изобразительных целях. Поэме свойственно богатство звукописи — аллитераций (аллитерация - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков).
Традиция народного творчества определилась в пословичности, афористичности, меткости формулировок («Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди», «Береги солдат солдата», «Ради жизни на земле»).
Историко-литературную судьбу «Василия Теркина» называют счастливой и в читательском восприятии, и в литературной критике. Особенно дорога была книга про бойца бывшим фронтовикам. Солдат Великой Отечественной войны узнавал в Теркине себя. «С нетерпением ожидают бойцы и командиры прибытия газеты с новыми главами Вашей поэмы», — писали фронтовики Твардовскому.
А. Гришунин
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение рецензия по творчеству тургенева (беженцев луг) и живые мощи
Лукерья, дворовая девушка деревенского помещика, красавица, певунья, плясунья, умница, влюбленная в парня с ним, накануне свадьбы в возрасте 21 года случайно упала, заболела, «жестокая каменная неподвижность» сковала ее, и вот одна, лежит в старом сарае поодаль от деревни уже семь лет, почти ничего не ест, за ней иногда ухаживает девочка сиротка. Будучи на охоте, в сарай к Лукерье зашел ее барин. Он увидел «бронзовое лицо» , «пальцы-палочки» , «металлические щеки» - не человек, а «икона старинного письма» , «живые мощи» . Их разговор раскрывает читателю удивительную душу девушки, творящую жизнь отдельно от своего умирающего тела. Страдание не ожесточило ее. Как дар божий принимает она мученье. И кажется ей, что страдая, она повторяет подвиг Иисуса, Жанны д `Арк. Но какую истину она несет?. В ответе на этот вопрос смысл рассказа. Иссохшая, полумертвая, она воспринимает мир, главным образом, через запахи, звуки, цвет, редко через жизнь животных, растений, людей. Лукерья парадоксальным образом чувствует, что смысл ее страдания становится фокусом, куда сходятся линии мира: мир живет, а она внимает сигналам этой жизни и, как эхо, посылает свои сигналы миру о том, что живет вместе с ним и для него. Лукерья творит в слове. Она удивительный наблюдатель. Лукерья поразительно самодостаточна, потому что через свои образы-«картинки» мыслит оппозицией «мир – я» : «-Вы вот не поверите – а лежу я иногда так-то одна… и словно никого в целом свете кроме меня нету. Только одна я – живая! И чудится мне, будто что меня осенит… Возьмет меня размышление – даже удивительно!... Придет, словно как тучка прольется, свежо так, хорошо станет, а что такое было – не поймешь! Только думается мне: будь около меня люди – ничего бы этого не было и ничего бы я не чувствовала, окромя своего несчастья» .
Сопрягая себя с миром, Лукерья верит, что выполняет какой-то нравственный долг. Не особенно она озабочена церковным Богом. Отец Алексей, священник, решил ее не исповедовать – не тот она человек; христианский календарь дал и забрал, потому что видит, что толку мало. И хотя она постоянно чувствует присутствие «неба» в своей жизни, ее мысль сосредоточена не на «небе» , на себе. Ее собственный поиск божественного является для нее мерой божественного. В эпицентре своей мысли о мире и своего представления о нравственности – она сама. Единственным основанием всех ее решений является ее анализировать реальность. Человеческий долг Лукерьи – жить, страдая и преодолевая страдание.
Она отказалась лечь в больницу. Не хочет, чтобы ее жалели. Молится не много, не видит в этом большого смысла. «Да и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно…» . И одновременно считает, что никто человеку не если он сам себе не Всем довольна. Ее мысль напряженно работает. Она обязана знать, зачем живет. И решила, что страдает не за себя, - ни сама она, ни люди, ни священник грехов за ней не знают: «сам грех от нее отошел» . А раз безгрешна, значит смысл ее страданий, как и страданий Иисуса, в грешных людей. Вот сон Лукерьи, из-за давления цензуры не вошедший в окончательный текст рассказа: «Ко мне… много-много народу привалило – и конца тем людям не видать – голова к голове, как кочаны капусты в огороде. А я будто сижу на высоком камне, и никуда мне с того камня сойти нельзя. И кричит мне весь тот народ: «Страдай, страдай за нас, Лукерья, - мы все рабы, люди крепостные, господские; за нашу волюшку страдай! » И я будто им всем с камня кланяюсь и говорю: «Готова я за вас страдать, люди господские; за вашу волюшку готова!» . Их, как рассмеются, как обрадуются