Стихотворение "Какая ночь! Как воздух чист..." было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении параллель между ночной благодатной тишиной и вдохновенным настроением лирического героя - это основа сюжета. Стихотворение можно разделить на две части: в первых шести строках высказывается только восхищённое любование природой, и это подчёркивается повторением восклицаний "какая", "как". У читателя возникает ощущение, что автор обращается непосредственно к нему, приглашая разделить восторг от красоты ночи. В следующих же шести строках лирический герой начинает рассуждение: "полночный свет, ты тот же день", и сравнивает состояние души в ночные и дневные часы. Первая часть - описательная, с аллитерации (повторения звуков "з", "с", "ж") и одушевления объектов природы ("дремлет лист", "спит залив", "вздохнёт волна") автор создаёт впечатление живого движения, непостижимой жизни мира ночи. Во второй части описание имеет другой характер: прилагательные в сравнительной форме подчёркивают разницу между дневной, ночной природой и состоянием человеческой души. Композиция завершается тем, что, перечислив преимущества ночи, лирический герой ощущает блаженное спокойствие и свободу от страстей. Автор заставляет и читателя пережить эту перемену настроения: обильные восклицания в первой части стихотворения сменяются умиротворёнными словами, влияя на наши чувства.
Произведение написано четырёхстопным ямбом, излюбленным стихотворным размером Афанасия Фета. Ударение не падает на восклицания "как", и это избежать излишней эмоциональности и пафоса. Напротив, выделяются спокойные, округлые слоги. Лирическое произведение, описывающее природу и незаметно переходящее к философии, - так можно кратко изложить содержание стихотворения. Эпитеты "безмятежный", "светлее", "мирный" можно в равной степени отнести как к окружающему миру, так и к настроению человека. Слияние и гармония с природой, движения души, находящие в ней отражение, - вот главная мысль анализируемого стихотворения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Контрольный тест. а. с. пушкин. «дубровский». вариант 2 1)в честь кого названо произведение «дубровский»? а) в честь главного героя б) в честь автора произведения в) в честь известного композитора 2)имя няни семьи дубровских? а) наталья филипповна б) орина егоровна в) василиса федоровна 3)сколько лет дубровский младший не был дома: а) 7 б) 12 в) 18 4)кто произносит данные слова: «не надобно лекаря, батюшка скончался»? а) владимир андреевич б) антон пафнутьевич в) андрей гаврилович 5)какие деревья росли возле забора дома дубровских? а) дубки б) березки в) ели 6)кто является матерью сына троекурова – саши? а) мамзель мими б) служанка глаша в) дворовая девка лукерья 7)название единственной книги, которую прочитал троекуров? а) «этикет» б) «басни крылова» в) «совершенная повариха» 8)место встречи дубровского младшего и дочери троекурова? а) столовая б) веранда в) беседка 9)под каким именем дубровский младший поселился в доме троекуровых? а) дебланш б) дефранч в) дефорж 10) кто в действительности является непосредственным виновником смерти чиновников во время ? а) кучер антон б) кузнец архип в) дубровский младший 11) человек, за которого вышла замуж дочь троекурова? а) князь бурайский б) князь верейский в) князь плегайский 12) что носил на груди спицын? а) медальон б) крестик в) кошелек 13) кто произносит слова: «… да вот беда – у него все бумаги сгорели во время »? а) шабашкин б) троекуров в) спицын 14) имя дочери троекурова? а) марья б) марина в) наталья 15)отрывок: «он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте…» представляет собой: а) описание б) повествование в) рассуждение 16)какой эпизод в произведении характеризует дубровского младшего как человека чести? а) приезд домой б) сцена с медведем в) свидание 17)что сделал француз с медведем? а) застрелил его б) отпустил на волю в) научил танцевать 18)владимир не дал своим крестьянам расправиться с чиновниками, потому что а) чиновников б) был согласен с их решением в) крестьяне могли погубить и его, и себя 19)увидев въехавшего во двор троекурова, дубровский старший… а) обрадовался б) удивился в) его ударил паралич 20)какая тема отсутствует в произведении «дубровский»? а) тема любви б) тема разбойничества в) тема одиночества 21)после слов: «я здесь не хозяин» владимир а) сел в коляску б) остался с крестьянами в) ушел в комнату отца 22)предмет, который необходимо было положить в дупло дуба, чтобы подать сигнал дубровскому? а) платок б) семечко в) кольцо 30