Достоевский разделил рассказ на две части: первая повествует о реальных событиях, вторая - вымышленная, но и она, по словам автора, вполне могла произойти в действительности.
Мы узнаем о том, что на улицах Петербурга нередко можно встретить просящих подаяния детей. В любую погоду - зимой и летом, они толкутся на улицах, прося милостыню. Насобирав "копеечки", они тащат их в ближайший подвал, чтобы отдать "халатникам" - мучителям, которые пользуются их слабостью и безысходностью, предоставляя ночлег в обмен на деньги.
__
Такой мальчик-по является героем второй части. Однажды он проснулся в промерзшем подвале. Очень хотелось есть и мальчик подошел к матери, спавшей на циновке, расстеленной в углу на холодном полу, но не смог разбудить, мать была такой же холодной, как воздух в подвале. Он вышел на улицу.
Был канун рождества. В окнах ближайших домов он видел красиво украшенные деревья, праздничные угощения, веселых играющих детей. Засмотревшись в одно из окон, он вдруг почувствовал, что другой мальчик, такой же беспризорник, как и он, только постарше, ударил его.
Собравшись с силами, ребенок бросился наутек и спрятался в первом попавшемся дворе. Он весь сжался и вдруг ему стало так тепло и уютно. Кто-то как будто взял его за руку и он увидел огромную красивую елку, вокруг которой было много детей, рядом стояли их счастливые мамы. Только все они были какие-то необычные, бесплотные.
На другой день дворник нашел в углу замерзшее тело мальчика.
__
Гл.мысль: общество, в котором страдают и умирают дети, неизлечимо больно. Достоевский пытается привлечь внимание своих читателей к этой острой социальной проблеме.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Эпитеты, метафоры, олицетворения, инверсии, антитезы. выписать со стихотворения "ты помнишь, алёша, дороги смоленщины". ты помнишь, алеша, дороги смоленщины, как шли бесконечные, злые дожди, как кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди, как слезы они вытирали украдкою, как вслед нам шептали: - господь вас и снова себя называли солдатками, как встарь повелось на великой руси. слезами измеренный чаще, чем верстами, шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: деревни, деревни, деревни с погостами, как будто на них вся россия сошлась, как будто за каждою околицей, крестом своих рук ограждая живых, всем миром сойдясь, наши прадеды молятся за в бога не верящих внуков своих. ты знаешь, наверное, все-таки родина - не дом городской, где я празднично жил, а эти проселки, что пройдены, с простыми крестами их могил. не знаю, как ты, а меня с деревенскою дорожной тоской от села до села, со вдовьей слезою и с песнею женскою впервые война на проселках свела. ты помнишь, алеша: изба под борисовом, по мертвому плачущий девичий крик, седая старуха в салопчике весь в белом, как на смерть одетый, старик. ну что им сказать, чем утешить могли мы их? но, горе поняв своим бабьим чутьем, ты помнишь, старуха сказала: - родимые, покуда идите, мы вас подождем. "мы вас подождем! "- говорили нам пажити. "мы вас подождем! "- говорили леса. ты знаешь, алеша, ночами мне кажется, что следом за мной их идут голоса. по обычаям, только на земле раскидав позади, на наших глазах умирали товарищи, по- рубаху рванув на груди. нас пули с тобою пока еще милуют. но, трижды поверив, что жизнь уже вся, я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за то, что на ней умереть мне завещано, что мать нас на свет родила, что, в бой провожая нас, женщина по- три раза меня обняла. ! 99 !
Гипербола: бесконечные дожди, как будто на них вся Россия сошлась.
Метафоры: злые дожди, слезами измеренный ... тракт, следом за мной их идут голоса.
Сравнение: прижав, как детей,
Инверсия:Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт ...
Олицетворение: шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз,
Антитеза:
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано...