"Пиковая дама" - философская повесть по своей проблематике.
Действие этой повести развертывается в современное Пушкину время и отражает широкий круг размышлений автора над русской жизнью начала 19 столетия.
В "Пиковой даме" Пушкин обратился к широкому кругу философских проблем :
человек, свобода, свобода нравственного выбора, судьба, случайное и закономерное,
игра, "злодейство" - лишь некоторые из философских вопросов, осмысляемых автором
в этой глубокой по содержанию повести.
Название позволяет уподобить художественный мир повести карточной игре, где карты- персонажи произведения и где есть игроки - силы распоряжаться картами-персонажами по своей воле.
Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели.
Пиковая дама становится не только картой в игре Германна с судьбой, но местью судьбы за попрание Человека, нравственного закона, т. е. герой сам оказывается
картой в более крупной игре, и его "карта бита".
Противопоставляя Лизавету Ивановну и Германна, их судьбы, Пушкин утверждает неразделимость нравственности и судьбы человеческой личности.
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Большинство населения Украины исповедовало православие и не желало католичество. Так же приход польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земли, а для свободных крестьян вводились большие налоги. Все национальные устои подвергались преследованию и гонению: насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся и открытую борьбу.
Против посягательства на веру и нравственные устои ведет борьбу и вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Их стали называть запорожскими казаками.
К концу XVI века гнет поляков стал невыносим для жителей всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против поляков. В такой борьбе почти 100 лет. В 1654 году Украина добровольно присоединилась к Московскому государству.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите сочинение на одну из тем: "согласны ли с высказыванием «гордость проявление эгоизма, самовлюбленности, мешает человеку быть счастливым" "почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество" по произведению онегин, дубровский или капитанская дочка ps: в формате егэ. буду