Средства выразительности в произведении Л.Н. Толстого "Севастопольские рассказы".
1. Эпитеты: в безукоризненно белых перчатках; ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища; темно-синяя поверхность моря; на хрустальном горизонте; тихо-отрадное воспоминание
2. Антитеза: На Северной денная деятельность понемногу начинает заменять спокойствие ночи; красивого города и грязного бивуака; увидите там ужасные и грустные, великие и забавные... зрелища; говоря про четвертый бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке; справа и слева вас начинают жужжать штуцерные пули; сколько звездочек надето, сколько снято
3. Сравнения: Лицо и тело его какого-то коричневого цвета и худы, как скелет; тысячи разнородных предметов — дрова, мясо, туры, мука, железо и т. п. — кучей лежат около пристани; слышите различные звуки пуль — жужжащие, как пчела, свистящие, быстрые или визжащие, как струна; — Господи, Мати Пресвятыя Богородицы! — говорила старуха, глядя на бомбы, которые, как огненные мячики, беспрестанно перелетали с одной стороны на другую.
4. Метафоры: тысячи — успокоиться в объятиях смерти; Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, — ничего этого нет; Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы; какое-то неприятное чувство нерешимости вдруг овладеет вами; Здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны проложили еще следы сознания своего достоинства.
5. Фразеологизмы: Говоря все это одним духом, женщина эта смотрит то на вас, то на матроса; Вы не находите слов или недовольны теми, которые приходят вам в голову. В ту минуту, как снаряд, вы знаете, летит на вас, вам непременно придет в голову, что снаряд этот убьет вас.
6. Просторечная и разговорная лексика: «А у меня нынче лучшего комендора убили, прямо в лоб влепило», — скажет другой. «В самую абразуру попало; кажись, убило двух... вон понесли», — услышите вы радостные восклицания. — И где-то, где-то барин мой таперича? — сказал Никита.
7. Метонимия: Вы проходите посредине постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решитесь подойти, чтобы побеседовать; Непременно встретите тут четырех солдат с носилками и на носилках бледно-желтоватое лицо и окровавленную шинель
8. Олицетворения: справа и слева вас начинают жужжать штуцерные пули; И вслед за этим мимо вас взвизгнет ядро, шлепнется в землю и воронкой взбросит вкруг себя брызги грязи и камни; считают амбразуры, из которых сердито торчат чугунные пушки;
9. Лексический повтор: Офицер этот так спокойно свертывает папиросу из желтой бумаги, сидя на орудии, так спокойно прохаживается от одной амбразуры к другой, так спокойно, без малейшей аффектации говорит с вами; То же выражение читаете вы и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания, и в лице этой девицы, которая, боясь замочить своё розовое платье, по камешкам перепрыгивает чрез улицу; Идите вперёд, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними
10. Слова с суффиксами субъективной оценки (уменьшительно-ласкательные и др. суффиксы): Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика, который ведёт поить какую-то гнедую тройку; Письмо это к батюшке, на столе оставь так и не трогай; ее домишко весь разбили
11. Гипербола: Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи — успокоиться в объятиях смерти.
Мы знаем три рода литературы : эпос ,лирика ,драма .
Эпические произведения написаны ,как правило ,в прозе и делятся на жанры :
рассказ или новелла
повесть
роман
В рассказе обычно одна сюжетная линия .Он небольшой по объёму ( то же можно сказать и о новелле ) - пример - В.Драгунский "Денискины рассказы".
В повести две - три сюжетных линии .Она по объёму больше рассказа .Пример - повести о войне В. Быкова "Знак беды" "Обелиск"
Роман - произведение многоплановое .Там множество сюжетных линий .Пример Булгаков"Мастер и Маргарита"
Лирика-это произведения ,в которых есть лирический герой .Через него автор передаёт свои мысли ,чувства ,переживания.Лирические произведения пишутся .как правило .в стихотворной форме. А.С.Пушкин "К няне"
Драматические произведения предназначены для постановки на сцене .Драматурги пишут пьесы .Режиссёры ставят по ним спектакли .В драматургии тоже есть деление на жанры : основные из них--трагедия ( герой гибнет ) "Гамлет" Шекспир ;драма ( средний жанр)-Вампилов "Утиная охота",
комедия ( пьеса с весёлым сюжетом ) Фонвизин "Недоросль"
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какая пословица переосмысляется автором в стихотворении одинокий дуб каким образом изменяется её смысл?