Когда я читал повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", меня в самом начале заинтересовало одно слово - бурса. Я знал, что когда-то так назывались учебные заведения, но слово как-то прижилось в современном русском языке, хотя давно стало историзмом. Вот я и хочу написать о том, как и где учились сыновья Тараса Бульбы - Остап и Андрий.
Судя по тексту, они уже больше года учились в духовной семинарии. "Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе..." И дальше: ..."какие же длинные на вас свитки!", "...смешное убранство: что это за веревка висит?". Это значит, что они носили длиннополые одежды, на манер тех, в которых ходят служители церкви.
Но утром, когда они собрались ехать на Сечь, их убранство уже не было смешным и нелепым: Тарас "сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились; на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были засунуты за пояс; сабля брякала по ногам". На Сечи их ждала совсем другая школа, которая должна была сделать из бурсаков настоящих мужчин.
В бурсы, т.е. в академии было принято отдавать мальчиков с 12 лет. Привыкший к свободе Остап убежал оттуда сразу же, за что был наказан. Четыре раза он закапывал в землю свой букварь. Но отец пригрозил ему страшным наказанием, и Остап стал прилежнейшим учеником.
И вот что интересно: в бурсе учили тому, что никому и никогда не пригодится в реальной жизни. "Тогдашний род учения страшно расходился с образом жизни: эти схоластические, грамматические, реторические и логические тонкости решительно не прикасались ко времени, никогда не применялись и не повторялись в жизни. Учившиеся им ни к чему не могли привязать своих познаний..."
Бурсаки были вечно голодными, поэтому совершали набеги на базарных торговок, которые "закрывали руками своими пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака".
Бурсаков нещадно пороли за провинности, и Остап бывал выпорот, хотя и считался одним из лучших учеников. Зато Андрий умел избежать наказания розгами, т.к. был более изобретателен. Он учился легко, охотно и без напряжения постигал и логику, и риторику, и богословие, и грамоту, которым их учили в академии профессоры-монахи.
Вот какие сведения о тогдашних школах мне удалось почерпнуть из повести "Тарас Бульба".
Герасим – крепостной крестьянин, которого барыня перевезла в Москву по собственной прихоти. Он страдал и скучал по земле, но решение барыни всегда было законом для него. Герасим – инвалид от рождения. Он не слышит и не может говорить. но при этом природа наделила его огромным ростом и крепким телосложением. Окружающие побаивались Герасима, и это являлось отличной защитой для барыни.
Поведение Герасима всегда было спокойным и уравновешенным. Он рассудителен настолько, насколько позволял ему его недуг. Герасим – честный и добрый человек. Он искренне привязывается. Так было в случае с Татьяной и в трагическом случае с Муму. Собака была его единственным другом. Тургенев описывает Герасима как настоящего героя – чистого, доброго и светлого человека. Характеристика Герасима положительная и не вызывает у читателя никаких негативных эмоций, ведь этот человек чист душой. Принимая решение утопить Муму, Герасим переступает через огромную боль, ведь это – самое близкое и дорогое для него существо на всем свете. Но слово барыни для Герасима закон.
Несмотря на то, что у героя была огромная привязанность и любовь к Муму, по-настоянию барыни он все-таки утопил собаку. Он решил сделать это сам. Это решение, безусловно, далось ему тяжело. Но возможно именно так он хотел сгладить последние минуты жизни дорогого существа, ведь Муму тоже была привязана к Герасиму и даже смогла сбежать к нему от нового хозяина. После того, как герой был вынужден проститься с дорогим другом он понял, что не сможет больше жить в этом месте и пешком ушел в родную деревню. Жизнь его была сломана. А барыня сначала хотела вернуть его, но в действительности оказалось, что ей наплевать на того, кто служил ей верой и правдой и смог отдать за нее самое дорогое – любовь и дружбу.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение "капитанская дочка" проблемы чести, долга и милосердия
Историческая повесть “Капитанская дочка” занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был беглый казак Емельян Пугачев, выдававший себя за чудом Петра Третьего. События, описанные в произведении, охватывают около двух лет: с начала зимы 1772-1773 годов по январь 1775 года. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости был свидетелем и непосредственным участником описываемых событий.
Основная проблема повести - проблема чести и долга, о чем говорит и эпиграф к произведению - русская народная пословица: “Береги честь смолоду”. Все герои по-разному проявляют эти качества. Так, Петр Гринев, несмотря ни на что, не нарушает присяги, данной императрице, защищает и покровительствует Марье Ивановне Мироновой, впоследствии ставшей его женой. Швабрин, наоборот, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, не разделяя взгляды предводителя восстания и не желая вникать в проблемы народа, в причины, побудившие его идти на крайние меры - восстание. Он ненавидит и презирает народ. Крепостной слуга Савельич полностью предан своему молодому барину и помнит наказ старика Гринева следить за сыном, не спуская глаз. Капитан Миронов, отец Марьи Ивановны, комендант Белогорской крепости, до последнего сражается с Пугачевым и честно выполняет свой долг.
Один из главных действующих лиц и автор “семейственных записок”, Петр Андреевич Гринев, не получает в детстве хорошего образования, живет “недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”. Однако в повести он предстает перед нами как честный и благородный человек. К передовым и лучшим людям Гринев относится именно по своим моральным качествам, а не по образованности. Он, несмотря на все трудности и ошибки, выполняет завет своего отца: бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева и принимает его милость, даже находит и покровительство у беглого казака, он ни разу не нарушает военной присяги, даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят. Он остается на службе даже тогда, когда освобождает Марью Ивановну из плена и может ехать домой, чтобы увидеть родителей. И если Гринев-отец говорит о чести, в первую очередь, как о чести дворянина и офицера, то Гринев-сын умеет расширить понятие чести до его общечеловеческого и гражданского значения.
Полным противопоставлением Гриневу в произведении является Швабрин, молодой, светски блестящий, но поверхностно образованный офицер, сосланный в Белогорскую крепость за “смертоубийство”, где он не видит, кроме Гринева, ни одного “человеческого лица”. В крепости его никто не любит. Маша Миронова, за которую он сватается, отказывает ему. Он пытается отомстить ей, рассказывая Гриневу (который, как он считает, является единственным, кто ему поверить) небылицы про девушку. Как только в его судьбе появляется Пугачев, он, не теряя ни минуты, переходит на сторону бунтовщиков, хотя цели восстания ему чужды. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он пытается что-нибудь изменить в своей судьбе. Швабрин до последнего остается верен себе, заставляя Марью Ивановну выйти за него замуж. Когда же его разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, “раскаявшись” перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.
Где бы ни появлялся Петр Гринев, за ним всегда следует его дядька Савельич, крепостной Гриневых, приставленный следить за “барским дитятей”. Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином — долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от всяких напастей. Узнав о том, что Гринев проиграл Зурину сто рублей, он искренне переживает и волнуется о том, что старик Гринев может осудить его за невнимательное отношение к сыну. Он считает своей обязанностью следить за барским добром. Савельич сердится на Петра Андреевича за то, что тот отдает заячий тулуп бродяге-вожатому, при этом даже не посчитавшись с мнением своего дядьки. Что бы он ни делал, постоянно чувствуется его искренняя преданность своему барину.
Капитан Иван Кузьмич Миронов, отец Марьи Ивановны, погибает от рук Пугачева, при этом также проявляет высокое понимание чести и долга. Он до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!” Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости, чего не скажешь об уряднике Максимыче, который переходит на сторону Пугачева.
Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести “Капитанская дочка”. Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.