Обратимся к эпиграфу, о чем он говорит?
Край родной долготерпенья —
Край ты русского народа!
Ф. Тютчев.
-Так в чем же сила духа Лукерьи? (В вере)
Лукерья через страх, боль, она в жизни видела много горя, но не потеряла веры. Человек не должен терять веры в светлое будущее. И. С. Тургенев своим рассказом убеждает нас, что главная черта человека- мощь души, которая прослеживается в каждом даже падшем человеке. От Лукерьи идет свет и сила. Это прекрасно! Вы должны знать, жизнь – разнообразна. Она нам может понести любой удар.. При любой трагедии, при любых обстоятельстваз нужно сохранить мощь души. Лукерья умирала светло, красиво – этому тоже надо учиться.
«Живые мощи» - это призыв Тургенева нас не только к доброте, состраданию, любви, не только размышления о проблемах современности, но и проникновение в ту духовную реальность, которая составляет смысл жизни любого человека.
Жизнь – быстротекущая река. Много непонятного для человека несет она периодами. Река жизни должна обрести спокойное, величавое течение. Иначе его забьет муть, задушит камыш.
В своем безнадежно-трагическом положении Лукерья умеет не обеспокоить окружающих («Я смирная — не мешаю») и думать не о себе и своем горе, но о тех, кому «еще хуже бывает». «Нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие», она сама сердечно участлива: радуется, что ее возлюбленный «жену нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть»; просит рассказчика уговорить его мать-помещицу «хоть бы малость оброку» сбавить с бедняков-крестьян.
Несмотря на ужасное положение, Лукерья не жалуется, «благодаря за все». Терпеливость, безропотность, религиозность души Лукерьи проявились в ясном, спокойном отношении к испытанию: «Кто другому может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек
Я стал прощаться с нею, повторил ей мое обещание прислать ей лекарство, попросил ее еще раз хорошенько подумать и сказать мне — не нужно ли ей чего? — Ничего мне не нужно; всем довольна, слава богу,— с величайшим усилием, но умиленно произнесла она.— Дай бог всем здоровья! А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет... Они бы за вас богу А мне ничего не нужно, всем довольна.)
Объяснение:
А. Ахматова на себе почувствовала, как непросто добиться признания в поэтическом обществе. Ее долгое время воспринимали просто как супругу уже известного в то время Николая Гумилева. Первые сборник стихотворений («Вечер») поэтесса издала в 1912 г. на собственные средства небольшим тиражом. Вопреки ожиданиям сборник приобрел большую популярность и известность. В него и вошло стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…».
Произведение Ахматовой свидетельствует о ее духовном становлении. Если в раннем возрасте будущая поэтесса часто мечтала, и жизнь рисовалась ей в исключительно радостных и счастливых оттенках, то с годами она становилась мудрее и спокойнее. Значительно повлиял на Ахматову и брак. Семейная жизнь требовала от нее создания уютной домашней атмосферы. Несмотря на холодное отношение к мужу, поэтесса чувствовала свой долг перед ним и стремилась упорядочить свою жизнь.
Ахматова убедилась в своем поэтическом даровании и решила посвятить ему всю жизнь. Поэтому она отбрасывает ненужные больше тревоги и спокойно воспринимает окружающее. Жизнь представляется ей медленным равномерным течением. В молодости Ахматова не отличалась особой религиозностью, но часто использовала христианские мотивы и символы в своих произведениях. Поэтому достижение внутренней гармонии она связывает со стремлением «молиться Богу».
Героиня подмечает мельчайшие детали окружающего («лопухи», «гроздь рябины»), которые в совокупности создают умиротворяющую атмосферу. Это атмосфера позволяет поэтессе писать «веселые стихи», посвященные красоте и радости бытия. Ахматова полностью погружается в себя, что не мешает ей воспринимать обычные радости жизни: мурлыканье «пушистого кота» и «огонь на башенке озерной».
В последних строках удивительно мягкого стихотворения возникает загадка в образе неизвестного, который может постучаться в дверь. Возможно, это просто неопределенный символ, означающий вторжение во внутренний мир героини внешнего человеческого общества. Некоторые исследователи считают, что в этом образе Ахматова имела в виду своего мужа, приход которого был ей неприятен.
В любом случае поэтесса достигает того состояния внутренней гармонии, при котором любое вмешательство извне может остаться просто незамеченным («я даже не услышу»).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение Образ величавой славянки по поэме «Кому на руси жить хорошо»
Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе.
Тот сердце в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил, —
пишет поэт, говоря о судьбе русской женщины. Он страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от унижений моральных. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только в образе замученной работой крестьянки.
Есть в поэзии Некрасова и другой тип — тип «величавой славянки», как назвал его сам поэт. Во внешнем облике такой женщины воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, ловкой, трудолюбивой:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
При этом во внешней, физической красоте героини находит отражение и красота внутренняя, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.
Наиболее полно этот женский тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной.
Часть «Крестьянка» в поэме самая большая по объему. Написана она от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда; пожары, падеж скота, неурожай; угроза остаться солдаткой. Однако эти испытания не могут сломить ее духа, в них она сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запутана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:
Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.
Характер героини закаляется в тяжких испытаниях. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.
Глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В ней широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их усиливается эмоциональное впечатление, они выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи можно заметить фольклорные особенности: повторы («ползком ползет», «шумят-бегут», «горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики»), постоянные эпитеты («буйную голову», «свету белого», «горе лютое»), синонимические выражения, слова («удобрили, ухолили», «как зыкнула, как рыкнула»), обращения («Ой, матушка, ты где?», «Ой, бедная молодушка!»), народные поговорки и пословицы («Не плюй на раскаленное железо — зашипит», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс — овес»), обилие уменьшительно-ласкательных слов («матушка», «бледнешеньки», «камушек»); особый характер сравнений, связанных с природой («как кошка, я прокралася», «как зверь в лесу порыкивал», «краса взята у солнышка, у снега белизна, у маку губы алые»).
Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей эмоциональность, свидетельствуют о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Благодаря приобщению к устной народной поэзии частным фактам из жизни Матрены Тимофеевны придается обобщающий смысл. Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники, что «промерили полцарства». Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени ее, а просто «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены Тимофеевны — судьба миллионов таких же русских крестьянок. Об этом же говорит и притча о «ключах от счастья женского».
Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие духовные качества: сила воли, умение любить, самоотверженность, верность — роднят Матрену Тимофеевну с героинями поэмы «Русские женщины».
Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщины — всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, главная составляющая его — духовная красота.
Объяснение: