Анализ стихотворения А.Блока "«Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…"
1. Дата написания 1912 год.Стихотворение посвящено жене Блока, Любови Дмитриевне Меделеевой (дочери Менделеева Дмитрия Ивановича).Период разочарования ,семейные неурядицы,смерть отца,крах идеалов светлой любви,всё это послужило причиной написания стихотворения ,прощания с любовью.
2.Жанр элегия,лирическая грусть обращена в будущее,которое неизбежно.
3.Ведущая тема -любовь,душевные переживания автора не вернуть,не изменить,жить сегодня,так как завтра туманно ,попытка предугадать будущее.
4.Основная идея-прощание с любовью,попытка заглянуть в будущее, когда угаснут чувства.Блок любим,но он предвидит время,когда любовь уйдёт,и всё, что останется,это лишь целовать руки и вздыхать о былом.В душе поэт юн,он, как беспечный мальчик ,но вдруг,в один миг он понимает,что это не вечно.Наступит тот день,он слышит приближающийся звук,когда он будет готов отдать всё,ради голоса любимой и возможности целовать руки,как прежде,не старея.
5.Структура стихотворения-средства художественной выразительности:
Эпитеты:" щемящему звуку";" прежнюю руку";"колючий шиповник,и вечерний туман";"колючие ветки";"старый дом";"непонятному звуку";"прежнюю милую руку".
Олицетворения:" молодеет душа";"приближается звук";"дом глянет в сердце мое";"глянет небо,окошко."
Метафоры:" небо розовея от краю до краю"."душа покорна".
Аллегория-"Приближается звук-Молодеет душа";бурьян,колючий шиповник,вечерний туман-трудности,ошибки,через которые в молодости поэт.
Антитеза -"Жизнь и горе отдам","усиливает смысл,за сёт контраста.
Повторы:
Аналепсис(стык)-"и бурьян,И в бурьяне — колючий шиповник";"дом глянет в сердце мое,Глянет небо опять";
Анафора – единоначатие:
И овраг, и бурьян,
И в бурьяне — колючий шиповник,
И вечерний туман.
Подчёркивают элементы основной мысли,идеи.
"снова я мальчик, и снова любовник".
6.Размер, ритм,рифма:
Стихотворение написано анапестом ,стихотворный размер трёхсложный.Ритм очень мелодичный,хотя труден для написания.Рифма перекрёстная,смешанная-женская в нечётных строках (ударный предпоследний слог),мужская-в чётный строках.
7.Место в творчестве Блока и отношение к стихотворению:
Сложный период в жизни Блока привёл не к творческому кризису,а к душевному.В этот период Блок отходит от символизма и выпускает три сборника стихов "Стихи о Прекрасной Даме";"Нечаянная радость";"Снежная ночь".Эти стихи кардинально отличаются стилем и темами написания.Стихотворение берёт за душу и заставляет задуматься о скоротечности жизни,угасании чувств.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Письменный анализ стихотворения А.А. Блока «Летний вечер, , !» по плану План анализа стихотворения: 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.) 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская. Сюжет: - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); - без сюжета: образы чувств (...). 4. Художественные средства, с которых созданы эти образы: Какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - литературную, книжную - публицистическую - архаизмы, устаревшие слова 5. Композиция лирического произведения. ((ЗАЧИН, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВЯЗКА) Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: _ _' _ амфибрахий; _ _ _' анапест; верлибр (свободный или белый стих); '_ _ _ дактиль; дольник; '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент). 6. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - паралеллизм; - сравнение; - эпитет - художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический во обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Из рассказа опытного рыбалова.
Как-то мы с моим приятелем решили порыбачить,ну оба мы ее любили,безповоротно.Но вот накупили снастей,удочек всяких,первоклассных садок,причем,для крупных рыб.Ах,забыл,момент один,зима это была.
Так вот поехали мы с Константином(так к примеру звали моего приятеля) на озеро,которое славилось именно зимней рыбалкой как надо,на специальных лыжжах на середину озера,уселись,начали бурить коловоротом лунку.Дело вроде пошло.Упомянуть видимо забыл,я снова,мы рыбалку любили,норыбачить(особенно зимой) не умели.Итого нашей рыбалки таков:замерзли,потеряли кучу грузил,заболели,чуть не провалились под лед,испугались,а что самое главное ничегошеньки не поймали.Так вот закончу,я свой рассказ,одной очень известной пословице :"За всякое дело,берись умело" - и не опростоволосишься как мы.