Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.
История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.
Тема – потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.
Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.
Жанр – лирическая исповедь с философским и гражданским пафосом, имеет сходство с элегией, сатирой, эпиграммой.
Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “тощий плод”, “чаша наслаждения”.
Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “добросовестный, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.
Метонимия – “богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.
Сравнение – “жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.
Оксюморон – “добросовестный, ребяческий разврат”
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1) Прочитайте стихотворение «Отговорила роща золотая». 2) Письменно ответьте на во О чём это стихотворение? Какова его тема? 2. Чем интересна композиция стихотворения? 3. Что можно сказать о лирическом герое стихотворения? 4. Что значит слово странник? 5. Почему поэт рисует своего лирического героя, его грусть именно на фоне картин осенней природы? Найдите образы природы, о которых поэт говорит как о живых. Как называется этот поэтический прием? Назовите эпитеты. Какой смысл они несут? 6. Каково состояние лирического героя? 7. Как подчеркивается одиночество лирического героя? 8. Сколько раз повторяется утверждение «не жаль» в стихотворении? О чем заставляет задуматься этот повтор? Как вы думаете, лирический герой действительно не сожалеет об утраченных годах? 9. Как вы понимаете метафору «души сиреневую цветь»? 10. Какое чувство выражает метафора: образ костра рябины красной, который никого не может согреть? 11. Найдите и выпишите сравнение лирического героя с образом вечной природы. Как связаны эти слова с началом стихотворения: «Отговорила роща золотая…»? 12. Почему у лирического героя появляется уверенность в том, что «Не обгорят рябиновые кисти, … не пропадет трава»?
Дети часто наследуют черты своих родителей, прежде всего их недостатки.
⚜ От крапивы крапива и родится
⚜ Яблочко от яблоньки недалеко катится
⚜ От осинки не родятся апельсинки
Говорится с оттенком неодобрительности в тех случаях, когда дети совершают те же ошибки, имеют те же недостатки, что и их родители.
Яблоко от яблони недалеко падает — дети часто наследуют черты своих родителей, прежде всего их недостатки.
— Верно, что яблоко от яблони недалеко падает — насмешливо начал он.
— Папаша с саблей внушает нашему брату покорность хозяевам, а сынок языком орудует.
Иван Андреевич Козлов. «Жизнь в борьбе»