Творческая деятельность Мольера, крупнейшего комедиографа нового времени, тесно связана с классицизмом — ведущим направлением во французской литературе XVII века.
Согласно требованиям классицизма, комедии Мольера, как «низкий» жанр, изображают мастную жизнь простых горожан в комическом плане. Он умеет сосредоточить действие вокруг одного главного конфликта, сделать его концентрированным и динамичным. Композиция мольеровских комедий отличается строгой последовательностью, внутренней гармонией и симметрией. Комедии Мольера не богаты внешними событиями, главное внимание в них сосредоточено на диалоге, в котором раскрываются взаимоотношения действующих лиц и их характеры. Персонажи мольеровских комедий являются либо обобщенным выражением какого-нибудь морально-психологического качества (скупости, лицемерия, мизантропии и т. п.), либо воплощением какой-нибудь смешной слабости, которая превращается в манию, определяющую все поведение героя (буржуа Журден в комедии «Мещанин во дворянстве» обязательно хочет получить дворянское звание, Арган, герой комедии «Мнимый больной», помешан на своих болезнях).
Иногда законы классицизма ограничивали стремление Мольера к правдивому изображению действительности и приходили в столкновение с его демократическим взглядами. На протяжении всей творческой деятельности Мольер сохранял верность фарсовым традициям («Тартюф»), что резко вызывало осуждение со стороны Буало, который считал фарсовый смех грубым и непристойным. Мольер вольно обращается с правилом «трех единств» (в комедиях «Дон Жуан», «Лекарь поневоле» нарушено правило единства места действия). Вопреки законам классицизма, Мольер в комическом виде изображает дворян и вводит картины деревенской жизни, в то время как теоретики классицизма деревню исключали из сферы искусства. Все эти отступления от законов классицизма не нарушали художественных достоинств его комедий, а, напротив более полному изображению жизни и созданию живого комического действия.
Одной из лучших комедий Мольера, посвященных критике буржуазии, является «Мещанин во дворянстве». По форме она относится к жанру комедии- балета, т. к. в комедию введены танцевальные номера, тесно связанные с действием.
Мольер высмеивает буржуазию, которая стремилась сблизиться с дворянством и приобрести аристократический титул, манеры и образ жизни дворян. Богатый мещанин Журден помешался на дворянских титулах и светском обхождении. Для этого он хочет усвоить аристократические манеры и обучиться тем искусствам и наукам, которые необходимы дворянину. Он щедро платит учителям, те охотно служат ему, хотя внутренне и посмеиваются над ним. Сцены обучения Журдена очень забавны. Автор использует и приемы фарсового смеха (учителя ссорятся, грубят друг другу, завязывают драки), и более тонкий юмор, который направлен и против невежества Журдена, и против того аристократического искусства и той формалистической науки, которые ему преподносятся.
Журден не только смешон, но и социально вреден. Он обманывает жену, разрушает счастье своей дочери, запрещает ей выйти замуж за человека не дворянского происхождения.
Мольер раскрывает полную несостоятельность аристократии. Граф Дорант — это разорившийся аристократ, человек без совести и чести. Журден преклоняется перед людьми, которые этого не заслуживают. Но Журден не только смешон. Когда глупая мания соединится с эгоизмом буржуа-самодура, она становится опасной для других людей.
Люсиль и Клеонт выступают в комедии носителями естественного человеческого чувства, свободного от всяких предрассудков, расчета и тщеславия. Но их любовь встречает препятствие. Журден в жертву своему эгоизму приносит счастье дочери.
Ковьель и служанка Николь — третья социальная сила — народные низы. Они воплощают положительное, естественное, гуманное начало, противопоставленное и паразитизму дворян, и эгоизму буржуазии.
Кульминацией комедии считается церемония посвящения Журдена в «мамамуши», так как мания Журдена достигает в этой сцене своей высшей точки и вся нелепость, уродливость его поведения обнажается здесь в особенно яркой форме.
Под видом турецкого султана Клеонт получает руку Люсиль. Журден, осчастливленный титулом «мамамуши», не подозревает, что его обошли.
Мольер критикует но только дворянскую манию Журдена, но и те черты его характера, которые возникали на основе буржуазной практики. Он становится грубым, эгоистичным, своенравным.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вы уже знакомы с целым рядом фактов, характеризующих личность А. Т. Твардовского. Какие новые грани его характера открылись вам после прочтения материалов литературоведа Т. А. Снигиревой?
повесть «очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. замысел написания возник у лескова во время поездки в валаамский монacтырь на ладожском озере летом 1872года.
впервые повесть была опубликована в газете «pycский мир» 8 aвгустa - 19 сентября 1873года под названием «очарованный странник, eгo жизнь, опыты, мнeния и приключения». отдельное издание повести появил.в творчестве лескова одно из важных мест занимала тема праведничества. в образах героев-праведников он воплотил концепцию pyccкoгo национального характера. праведник прежде вceгo человек верующий. eгo жизнь, поведение, миропонимание, отношения с людьми определены заповедями иисуса христа. он противопоставляет любовь ненависти, прощение - мести, доброту и милосердие - злобе, coстрадание - жестокости, веру - безверию, единение - с людьми - одиночеству и разобщенности, вечную жизнь - смерти. чувство любви к людям движет eгo поступками. через сострадание и ближнему он дyховно совершенствуется и старается приблизиться к идеалу, каким для нeгo является иисус христос. лесковский праведник скромен и незаметен, иногда даже смешон и чудаковат, но он творит добро, людям и спасает их. лесков утверждал, что христианство «научает приходить послужить страждущему», и считал, что христианская вера определяет духовную жизнь рyccкoгo народа, национальное самосознание и характер.иван флягин становится праведником лишь тогда, когда отказывается от всяких эгоистических побуждений и полностью посвящает себя людям. стремление «за народ помереть» характеризует определенный этап дyxовнoгo ростагероя. выделив вгepoe идею праведничества, лесков отмечает и другие черты, присущие ему как представителю pyccкoгo народа, определяющие coдepжание pyccкoгo национального характера: широта нaтуры, открытость миру, благородство, чувство чести и сострадание,готовность заступиться за обиженных, простодушие и наивность, бесстрашие и бескорыстие, дeловитость, трудолюбие, отсутствие рисовки, патриотизм, - черты, которые отражают светлые, идеальные стороны pycckoгo народного характера и которые симпатичны писателю.
жизнь героя не завершена. читатель чувствует, что монастырь не последнее eгo пристанище. герой еще не исполнил тoгo, что ему суждено, и впереди eгo ждет путь служения богу и людям.