Пугачев - талантливый предводитель стихийного движения. Пушкин показывает его страшным, в отдельное время даже жестоким. Но у него есть и положительные качества: целеустремленность, умение помнить и ценить добро, готовность прийти вовремя на выручку. Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Так-то, Пугачев личность одинокая и трагическая, он осознает тщетность своего предприятия, понимает неизбежность всоей гибели, но отказаться от бунта не может. Понять мотивы его поведения, его отношение к происходящему призвана мораль калмыцкой сказки, которую он рассказывал Гриневу: "...чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!"
Я считаю, что этот герой очень отважен, умен, и в своем роде как-то честен. Не каждый человек таким быть.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
ответьте на них11 Распределите данные во на «Тонкие» и «Толстые». Отвеответы подкрепляйте строками из текста.е? Подтвердите свой ответоссоздания карти-1. Что происходит вокруг, когда незнакомец начинает играть о2. Как звучит клавесин? Что происходит в природе? Подтвер, цитатой из рассказа.3. Как запел старый клавесин?4. Какие изобразительные средства использует автор для воссозноны весеннего цветущего сада? Какова их роль?5. Есть ли сравнения в тексте?6. Мрачная жизнь повара противопоставляется ярким, цветунаниям. Как называется данный приём, использованный писателем?7. Как вы думаете, кто был этот незнакомец? Есть предположение?
Переживание печального одиночества. Поиски смысла жизни.
В ранней лирике Лермонтова исходным остаётся переживание печального одиночества: "Брожу один, как отчуждённый". Уже в первых стихотворениях проявляется настроение отрицания. Уныние вызвано отсутствием страны,
"где дружба дружбы не обманет,
любовь любви не изменит".
Однако очень скоро откровенные признания лирического героя о себе сменяются страстным монологом, направленным против "здешнего света", равнодушного к "глубоким познаниям", славе, таланту, "пылкой любви свободы". В произведении "Монолог", речь уже о многих: субъективное "я" сменяется расширительным "мы":
"Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит".
Так складывался образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом. Образ "жизни чаши" типичен для ранней лирики Лермонтова и достигает кульминации в стихотворении "Чаша жизни":
"Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами,
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадет,
И все, что обольщало нас,
С завязкой исчезает;
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта,
И что она - не наша!".
Не зря Лермонтов называл себя «сыном страданий». Образ "вечные странники" даёт ключ ко всему произведению: "Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...". Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта:
"Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой".
Как и он, они вынуждены расставаться с родной стороной "милым севером". Та же "чаша страданий". А дальше? "Нет, вам наскучили нивы бесплодные…". Тучи никто и ничто не гонит, они никому не мешают. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских переживаний, страстей. Они – "вечно холодные". В сущности, это прямое противопоставление двух мировоззрений. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы от участия в судьбе других, отрицается. Да, я страдаю, я гоним, я не свободен, но у меня есть идеалы, есть чувство Родины. И как бы ни сильна была тоска, её не променять на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет Родины