ответ:
повесть чингиза айтматова «первый учитель» была написана в 1962 году. в этом захватывающем произведении автор возвращает нас в далёкий 1924-й, дни становления советской власти. время, когда ломались вековые устои, когда надежды и энтузиазм единиц часто натыкался на непроходимую тьму рабски воспитанных умов, жестокость традиций, равнодушие и нищету.
рассказывая эту от лица главной героини, писатель хотел, чтобы мы услышали не только её. он хотел донести до нас мысли и слова всех обездоленных и многих из тех, кто таки пробился из той кромешной темноты, пожертвовал многим, но сумел вырасти , радоваться жизни, и приносить радость другим. а ещё показать необходимость быть и не забывать тех, кто поднимал нас на своей спине.
повесть необыкновенно красива по своей композиции. хотя сам айтматов сравнивает её с картиной, она напоминает скорее музыкальное произведение. тихое, задумчивое вступление и вот мы уже видим ту же картину, что и автор. маленький аил, затерянный в горах, далеко от больших городов с его тихой жизнью и повседневными делами. ровная, спокойная мелодия - радостное событие, постройка школы, приглашение гостей, встреча героини с земляками, с родными местами.
но в этой радости уже слышны тревожно-грустные нотки. что-то не так, неполный этот праздник, мимолётные слова, необдуманные шутки не покоя, как невозвращенный долг.
в рассказе главной героини, алтынай открывается вся суть этой повести, её кульминация. вот как, оказывается, пробивалась учеба в те далёкие годы. из ничего, имея только огромное желание и веря, что дело его не напрасно, главный герой, молодой дюйшен, построил не только школу (кто бы из нас, увидев, назвал это но и перестроил, сдвинул с места огромные глыбы невежества, господствовавшие в умах людей.
из повествования видно, как глубоко затрагивала эта тема самого чингиза айтматова. он словно вместе с героями терпел обжигающе студёную воду ручья и насмешки проезжающих. как будто вместе с дюйшеном жалел беззащитную девочку и защищал её в неравной схватке. и хотя устои той системы больно обожгли судьбы обоих героев, они вышли победителями, их жизни не были напрасными. как не напрасной была и «школа дюйшена»
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как Иван Глухов утратил своё мастерство из рассказа Р.П.Погодина? перестал верить в себя заболел занялся другим делом
у благородных и благоверных родителей, которых звали кирилл и мария, родили три сына - первый - стефан, второй - тот варфоломей, третий - пётр. стефан и пётр быстро изучили грамоту, варфоломей не быстро научился читать, но как-то медленно и не прилежно. учитель с большим старанием учил варфоломея, но отрок не слушал и не мог научиться, не похож он был на товарищей, учащихся с ним. за это часто бранили его родители, учитель ещё строже наказывал, а товарищи укоряли.
и отрок втайне начал молиться богу, говоря: "господи! дай мне выучить эту грамоту! "
и один раз он встретил черноризца¹. он молился, а отрок стал ожидать, когда тот кончит молитву.
когда старец повернулся к нему и сказал: "чего тебе надо, чадо? "
отрок же ответил: "я больше всего хочу выучить грамоту."
старец дал ему кусок белой просфоры и сказал, что если отрок его съест, он за день выучит грамоту. потом отрок пригласил его к себе домой. когда они начали читать, отрок сказал, что он не может, и вдруг неожиданно он начал хорошо читать. и родители и братья удивились.
а когда братья варфоломея женились, отрок не захотел жениться.
родители ему сказали, чтобы он поухаживал за ними, потому что они стары, бедны, больны и некому за ними поухаживать. а когда варфоломей положит их в гроб и засыплет в землю, он может желание исполнить. через несколько недель родители умерли и отрок положил их в гроб и засыпал в землю.
подробнее - на -