Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Итоговая контрольная работа по литературе в 6 классе 1. 1. Фольклор – это: 1. Устное народное творчество 2. Художественная литература 3. Жанр литературы 4. Жанр устного народного творчества. 2. Пословица – это : 1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль; 2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера; 3.выражение насмешки. 3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным: 1.хорей 2. амфибрахий 3. Ямб 4. Назовите имя русского баснописца: 1. М.В.Ломоносов 2. В.А.Жуковский 3. И.И.Дмитриев 4. А.П.Платонов 5. 5. Тема стихотворения « Железная дорога» Н.А. Некрасова: 1.любовь к Родине 2. быт и нравы крестьян при крепостном праве 3.тяжелый труд крепостных 6.Произведение А.С.Пушкина «Дубровский»: 1. Это повесть 2. Это рассказ 3. Это роман 4. Это новелла 7. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова: 1. «Зимнее утро» 2. «Узник» 3. «И.И.Пущину» 4. «Три пальмы.» 8. .Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица: 1. Митраши 3.Насти 2.геологов 4.жителей деревни 9. Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» : 1.встреча одноклассников 2.неравноправие людей 3.при Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»: 1- А.С.Пушкин 2- А.А.Фет 3- Ф.И.Тютчев 4- М.Ю.Лермонтов. 11. Кто автор рассказа «Бежин луг»? 1) А.С. Пушкин 2) М.Ю. Лермонтов 3) И.С. Тургенев 4) Н.А. Некрасов 12.Какое выразительное средство использует автор: Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна… (С. Есенин) 13. Какой художественный приём использует автор: Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов) 14. Определите размер стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный… 15. Укажите жанр произведения Лескова «Левша»: 1) повесть 2) рассказ 3) сказ 4) легенда 16.Соотнесите с названиями произведений и их авторов 1. «Алые паруса» А. Н.А.Некрасов 2. "Левша" Б. М.Пришвин 3. «Уроки Французского" В. А.Грин 4. «Кладовая солнца» Г. В.Распутин 5. "Железная дорога" Д. Н.Лесков 17. Запишите цифрами этапы развития литературы в правильном порядке: 1. Древнерусская литература 2. Русская литература 19 века 3. Русская литература 18 века 4. Устное народное творчество 5. Русская литература 20 века 18.Из прочитанных произведений назовите героя, который вам понравился. Объясните свой выбор. 19. Напишите, какие нравственные проблемы поднимаются в произведениях, изученных в 6 классе. Подтвердите примеры из произведений (2-3 примера)
Костя повествует о слободском плотнике, известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи» , теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается.
Илюша рассказывает другую быль — о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул) . Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «Бяша, бяша» . А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша» .
Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву.
Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился.
Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении) , бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «Тришка придет» . На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять народ христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать — ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними — надел на голову пустой жбан и испугал всех.
Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в году утопили грабители) . Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти.
Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там «испортил» .
Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе.