Жизнь идет, и мы иногда задумываемся, как бы прожить её не зря? Всё-таки жизнь у нас одна. В Интернете есть много советов о том, как раскрасить наши серые будни, но разве прожитая не зря жизнь будет одинакова для всех? Конечно, нет! Для некоторых – это создать семью, для других – отправиться в кругосветное путешествие, а для меня – это оставить отпечаток в истории, поэтому я восхищаюсь такими людьми, как И. Ньютон, Д. Менделеев, Л.Толстой.
Литература всегда находит отклик в настоящем. Знаменитый монолог Чацкого в пьесе А.С Грибоедова «Горе от ума» актуален и в наше время. Он показывает нам «судей богатых грабительством». Разве в современном мире нет тех, кто построил своё состояние не только на официальной работе, но и на скверных делах, таких как воровство и коррупция.
«Вот уважать кого должны мы на безлюдье,
Вот наши строгие ценители и судьи»
- восклицает Чацкий, выводя на чистую воду богатых людей того времени. Стыдно признавать, что через столько столетий этот вопрос по-прежнему актуален. Зато можно гордиться А. Грибоедовым, оставив такое наследие, он, можно сказать, прожил жизнь не зря.
Не зря, по моему мнению, прожил жизнь и такой знаменитый русский писатель, как И.С Тургенев. Одним из первых он показал проблему взаимоотношений родителей и детей. «Отцы и дети» - произведение, раскрывающее тяжелое отношение временных эпох и будущего. Каждый ребенок испытывает давление со стороны родителей, которое, как правило, начинается со слов: «в наше время такого не было…» Поэтому, читая «Отцы и дети» И.С Тургенева, я утвердительно киваю головой, ведь Базаров говорил о «старичках Кирсановых», что их песенка уже спета. Я согласна с Базаровым, он намекает, что нужно уступить молодым, а старички должны доживать свою эпоху, не пытаясь изменить ход событий. Получается, писатели-классики обогащают наш духовный мир: дают нам почву для размышлений и остаются в наших сердцах.
К какому же выводу можно прийти, размышляя над темой сочинения? И. С. Бах и В. А. Моцарт, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Н. Коперник и Б. Паскаль – деятели искусства и науки вот, кто прожил жизнь не зря. Вот к чему я буду стремиться.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Итоговое тестирование по литературе за курс 5 классаВариант 1Часть 1Выполните заданияА1. Соотнесите авторов с названиями их произведений.1. Л.Н.Толстой а) «Медной горы Хозяйка»2. В.Г.Короленко б) «Двенадцать месяцев»3. П.П.Бажов в) «В дурном обществе»4. С.Я.Маршак г) «Кавказский пленник»1)1б, 2а, 3г, 4в 3) 1а, 2б, 3в, 4г2)1в, 2а, 3б, 4г 4) 1г, 2в, 3а, 4бА2. Соотнесите авторов с названиями их сказок.1. А.Погорельский а) «Сказка о мёртвой царевне…»2. В.А.Жуковский б) «Снежная королева»3. А.С.Пушкин в) «Чёрная курица, или Подземные жители»4. Х.К.Андерсен г) «Спящая царевна»1) 1а, 2б, 3в, 4г 3) 1в, 2г, 3а, 4б2) 1б, 2а, 3г, 4в 4) 1г, 2в, 3а, 4бА3. «Четвёртое лишнее»1) «Заколдованное место» 3) «Сказка о царе Салтане…»2) «Руслан и Людмила» 4) «Сказка о мёртвой царевне»А4. Соотнесите имена зарубежных писателей с названиями их произведений.1. Х.К.Андерсен а) «Сказание о Кише»2. Д.Дефо б) «Приключения Тома Сойера»3. М.Твен в) «Снежная королева»4. Д.Лондон г) «Робинзон Крузо»1) 1а, 2б, 3в, 4а 3) 1в, 2г, 3б, 4а2) 1а, 2г, 3в, 4б 4) 1в, 2г, 3а, 4бА5. Не является жанром устного народного творчества1) частушка2) сказка3) пословица4) рассказА6. «Четвёртый лишний»1) Жилин 3) Дина2) Герасим 4) КостылинА7. «Четвёртый лишний»1) Пан Тыбурций2) Герасим3) Саша Чёрный4) Робинзон КрузоА8. Не является произведением К.Г.Паустовского1) «Заячьи лапы»2) «Васюткино озеро»3) «Тёплый хлеб»4) «Кот-ворюга»А9. Найдите ошибку в определении понятия басня.1) Жанр литературы.2) Краткий стихотворный или прозаический рассказ.3) В основе лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.4) Имеет иносказательный, аллегорический смысл.А10. Соотнесите литературные термины и их определения.1. Антитеза а) чрезмерное преувеличение2. Гипербола б) противопоставление образов, картин, понятий, слов3. Ирония в) скрытое сравнение4. Метафора г) выражение насмешки1) 1в, 2б, 3г, 4а 3) 1г, 2а, 3в, 4б2) 1б, 2а, 3г, 4в 4) 1б, 2а, 3в, 4гА11. Не является элементом композиции1) завязка2) кульминация3) подтекст4) развязкаА12. Соотнесите литературные термины и их определения.1. Эпиграф а) дословная выдержка из какого-либо произведения, дословно приводимые слова2. Цитата б) основная мысль художественного произведения3. Тема в) короткий текст перед сочинением, выражающий тему, идею, настроениепроизведения4. Идея г) круг жизненных явлений, изображённых в произведении, то, о чём говорится1) 1в, 2а, 3г, 4б 3) 1в, 2г, 3б, 4а2) 1б, 2а, 3г, 4в 4) 1а, 2б, 3в, 4гЧасть 2Запишите ответ словомВ1. Этим термином назван приём, позволяющий В.Г. Короленко создать описание внешности своего героя пана Тыбурция: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье…» В2. Этим термином назван приём автору рассказа «Косцы» И.А. Бунину, нарисовать картину летнего заката: «Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная засохшими колеями, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах».В3. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, выделенное в стихотворных фрагментах:1. Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шёпот лесаИ полдневный летний знойИ.А.Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»)2. Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злаяРвёт и мечет и воет в лесу.(А.А.Фет. «Задрожали листы облетая…»)3. Зима недаром злится её пора.Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.(Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»)