Летом и осенью 1846 года Иван Сергеевич Тургенев жил в своем имении Лутовиново, где часто охотился. Когда писатель вернулся в Петербург, к нему обратились из редакции “Современника” с заполнить один из разделов журнала. Так стали появляться рассказы, которые автор отобрал в сборник “Записки охотника” и опубликовал затем отдельной книгой.
В сборник вошел и рассказ “Бурмистр” , написанный Тургеневым в июле 1847 года в Зальцбрунне.
Произведение наглядно демонстрирует безотрадное положение крестьян во время крепостного права. Автор дает развернутую характеристику молодому помещику, бывшему гвардейскому офицеру Аркадию Павлычу Пеночкину. Его Образ представлен в двух плоскостях: через одобрительное отношение людей из своего окружения и негативное мнение об этом человеке автора повествования.
Общество считает Аркадия Палыча строгим, но справедливым и прогрессивным помещиком. Сам Пеночкин всячески стремится поддерживать статус человека выдержанного, культурного, прекрасно образованного и воспитанного. Но под внешней скромностью
и хорошими манерами героя скрываются жестокость и бессердечность.
С крепостными помещик разговаривает спокойно, но жестоко наказывает их за малейшую провинность.
Сделав своих крестьян полностью зависимыми от злого бурмистра Софрона, Пеночкин не хочет даже вникать в их бедственное положение. Ему безразлична судьба несчастной семьи старика Антипа. Главное, чтобы оброк платился исправно, и никто не докучал жалобами. Панический страх крепостных перед репрессивной системой Пеночкина хорошо показан Тургеневым в сценах с камердинером Федором и приездом барина в Шипиловка.
Завидев экипаж помещика, вся деревня будто вымерла.
Главные герои рассказа помещик Пеночкин и бурмистр Софрон – совершенно разные люди. Однако их роднит жестокое отношение к крепостным. Утонченный Пеночкин и грубый Софрон одинаково циничны и эгоистичны.
Тургенев развенчивает показную интеллигентность и доброту Аркадия Павлыча. Тот нисколько не лучше душегуба Софрона. Пеночкин – один из наиболее ярких отрицательных героев во всем сборнике.
Белинский назвал его “мерзавцем с тонкими вкусами”.
Образ Софрона формируется из мнений о нем трех персонажей: рассказчика, Пеночкина и крестьянина Анпадиста. Аркадий Павлыч восторгается своим управляющим: “Бурмистр у меня там молодец”. Софрон подыгрывает барину, изображая любовь и преданность.
Но в его слащавых словах явно чувствуются фальшь и лицемерие.
Речь бурмистра производит весьма комическое впечатление. С одной стороны, Софрон старается щегольнуть “барским словцом”, а с другой – придать своим высказываниям лестный для Аркадия Палыча смысл. Не менее комичными выглядят и хозяйственные старания Софрона: фронтон с безграмотной надписью над скотным двором, флюгер на ветряной мельнице, посыпанные песком дорожки на гумне.
Видно, что бурмистр пытается придать своему дому лоск барской усадьбы.
Но нельзя назвать настоящим хозяином человека, который так бессмысленно тратит деньги. Главный талант Софрона – умение обдирать крестьян как липку, пользуясь их зависимым положением. Свое благополучие бурмистр строит на разорении односельчан и обмане помещика.
Мнение простого крестьянина Анпадиста в финале произведения окончательно характеризует Софрона: “мошенник беспардонный, пес”. Чтобы оставить читателя под впечатлением от этих слов, Тургенев заканчивает рассказ нейтральной фразой: “Мы отправились на охоту”.
Картины русской природы в рассказах из сборника “Записки охотника” занимают весомое место и служат автору дополнительным средством для оценки персонажей. Положительные герои изображены в единстве с природой, отрицательные – в конфликте с ней. В рассказе “Бурмистр” положительных героев нет, поэтому отсутствуют здесь и красивые пейзажные сцены.
Есть лишь скупые наброски из нескольких слов. Тем символичнее и выразительнее упоминание грязной лужи, возле которой на коленях перед Пеночкиным стоят просители.
Мастерство писателя, глубина образов, новый подход к изображению людей из народа сделали “Записки охотника” важным этапом в развитии русской литературы. Рассказ “Бурмистр” занимает в этом сборнике одно из центральных мест.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.Дати відповідь(так/ні - Булгаков народився у Києві. - Батько був священиком. - Дитинство пройшло в Москві. - Михайло навчався в духовній семінарії. - Закінчив медичний факультет. - Працював санітаром. - Був у денікінській армії. - Співпрацював з більшовиками. 2.Дати характеристику одному з героїв повісті(професор Преображенський, Борменталь, Шаріков, Швондер)за схемою: - Ім'я. - Вік. - Риси характеру. - Рівень освіченості. - Ставлення оточуючих до героя. - Ставлення героя до оточуючих. - Ставлення автора до персонажа.
Немає повісті сумнішої на світі, ніж повість про Ромео і Джульетту" - цими словами герцога закінчується трагедія Шекспіра "Ромео і Джульєтта". Так, історія ця має дуже сумний кінець: гинуть зовсім молоді головні герої - Ромео Монтеккі та Джульєтта Капулетті, а також троє інших персонажів трагедії. Але ж, з іншого боку, над тілами дітей, що так трагічно загитнули, знатні веронські родини Монтеккі і Капулетті остаточно припиняють ворожнечу, яка йшла кілька сторічь.Саме ця багатовікова ворожнеча і "вбила" закоханих - якщо б не вона, ця iсторія могла б не стати трагедією.
Не вбили б себе закохані юнак і дівчина (а самогубство - страшний гріх, тоді самогубців взагалі ховали за межами кладовищ). Не гинули б сторіччами люди з обох родин у сутечках, не лилася б кров. Г може, життя Ромео і Джульєтти не обірвалися б так рано й трагічно. Але сталося так, як сталося, і вже більше чотирьохстот років (трагедія була написана близько 1595 року) "Ромео і Джульєтта" залишаються гімном палкому і щирому коханню- коханню, яке є сильнішим навіть за смерть.